Как читать Судью Дредда. Часть 1.

 

Британская антология 2000 AD постоянно выходит уже больше 30 лет и на данный момент насчитывает 1803 выпусков(выпуск=прог, привыкайте к термину, с этого момента буду использовать только его), не считая различных спешлов, аннуалов и Judge Dredd Megazine. И стрип про Судью Дредда занимает свое постоянное место в каждом проге начиная со второго, так что, даже при средней продолжительности одного стрипа в 6 страниц, очевидно, что материала огромное количество. Плюс ко всему этому, авторский состав и общее качество комиксов на протяжение всех этих лет оставались достаточно постоянными, поэтому просто выбрать пару эссеншл ранов, как это легко можно сделать с комиксами большой двойки, нельзя. Я постараюсь рассказать, основываясь только на личном читательском опыте, что из всего этого стоит читать, откуда начинать и все в этом духе. Но так как материала действительно много в особые подробности я уходить не буду.

Основной канон Дредда формирует крупные, идущие на протяжение нескольких прогов(иногда нескольких десятков прогов), истории, называемые “эпиками”. В них происходит основной ворлдбилдинг, и к их событиям делают отсылки на протяжении многих лет. Так же есть истории, идущие на протяжении нескольких прогов, но не являющиеся эпиками и истории, идущие всего один прог на 6-8 страниц. Обычно к событиям не эпиков больше не отсылаются (бывают и исключения, например PJ Maybe), однако у таких историй часто могут быть сиквелы. Самыми “важными” историями, конечно, являются эпики, но среди не эпиков, спин-оффов и самых коротких историй есть много вкусного, их я рассмотрю в следующей части(частях?). А пока начну с основного.

В принципе, начать читать можно абсолютно с любого момента, формат у 2000 AD такой, что в любом стрипе вас быстро введут в дело, так что в растерянности вы никогда не останетесь. Поэтому все зависит от того, сколько вы хотите потратить времени на чтение комиксов о судье Дредде. Я пытался начать читать с наиболее раннего периода, но скажу честно, совсем ранние комиксы про Дредда мне мало интересны и через них пройду очень быстро.

Вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Judge_Dredd есть список всех основных сторилайнов. Я пройдусь по ним и посоветую, что из них действительно стоит прочитать, а про что стоит просто посмотреть краткое описание на википедии.

Самый ранний этап (до Judge Death).

Мой наименее любимый период, примерно как silver age в американских комиксах, только с юмором, сатирой и безбашенным, правда, бескровным, насилием, свойственным британским комиксам. Однако, тут вводятся все основные элементы мира Дредда и ко многим моментам из этого периода потом будут отсылаться: появляется концепт частого клонирования судей, Дредд, в свою очередь, сам оказывается клоном самого первого судьи, Chief Judge’а Фарго; в 30 проге появляется брат Дредда по пробирке Рико, который gone rogue и вообще нехороший человек, возвращающийся с колонии для провинившихся Судей на Титане после 20 летней отсидки с целью отомстить. Введя колонию на Титане и, несколькими прогами позже, колонию на Луне нам дают понять, что судьи вовсю бороздят космос, это развивает мир и дает базу для новых историй. Пишут Пэт Миллс и Джон Вагнер, часто под псевдонимами. Читать все это если честно я не вижу смысла, просто знайте, что вот так вот там было.

Из того, что там все таки можно посмотреть:

  • The Cursed Earth (проги 61–85): roadtrip по Проклятой Земле (вся Америка кроме нескольких городов выжжена, все что не города это и есть Проклятая Земля). Первый “официальный” эпик, все так же сильно silver age. Этот и следующий эпик это definitive ранний Дредд,  можно прочитать, например чтобы определиться нравится вам такое или нет. И если понравится, то вполне можно вернуться и к самому началу. Плюс те части, что нарисованы Болландом, выглядят очень хорошо.
  • The Day the Law Died (проги 86–108): Безумный судья Кэл захватывает власть. Дредд пытается его свергнуть. Лучшее из раннего Дредда, много юмора.

  Начало “взросления” комиксов о Дредде.

C этого периода Вагнер и Грант окончательно формируют стиль, в котором будут писать на протяжении следующих лет, уверенно балансируя между сатирой, черным юмором, безумными комиксными идеями и боевиком. Однако местами эти комиксы все равно кажутся устаревшими.

  • Judge Death (проги 149–151): Первое появление Судьи Смерть, который станет главным антагонистом Дредда на долгое время. Также вводится psi-division с ее телепатами и судьей Андерсон. Отличное место чтобы начать читать.
  • The Judge Child (проги 156–182): Дредд отправляется в путешествие по космосу, много безумных приключений на разных планетах. Вводится Судья Херши и Chief Judge МакГрудер (она будет главной судьей еще долгое время). Безумные космические приключения это не то, что я хочу видеть в комиксах о судье Дредде, но это неплохой комикс.
  • Judge Death Lives! (проги 224–228): Комрады Судьи Смерти из другого измерения приходят за ним и устраивают массовые убийства, знаменитое “GAZE INTO THE FIST OF DREDD” отсюда. Любой комикс о Судье Дредде про Судью Смерть – отличный, читать обязательно.
  • Block Mania (проги 182 и 236–244): Шпионский боевик, пролог к Apocalypse War. Если читать Apocalypse War, то и это тоже.
  • The Apocalypse War (проги 245–270): Безумная военная история, советcкий Мега-Сити нападает на Мега-Сити Уан, в результате погибает более 500 миллионов. Такого вы больше нигде не увидите, один из главнейших комиксов о Дредде. К его событиям еще часто будут возвращаться.
  • City of the Damned (проги 393–406): Судьи создают машину времени и отправляют Дредда в будущее на разведку. Будущее в фикшене редко бывает хорошим, Дредда встречают толпы судей-вампиров. Этот эпик можно спокойно пропустить, ничего хорошего в нем нет.
  • Oz (проги 545–570): Один из любимых мной эпиков, много ворлдбилдинга, есть сегменты, нарисованные Бренданом МакКарти(в цвете!), и протагонистом здесь является не Дредд, а легендарный воздушный серфер Чоппер, сбежавший из тюрьмы, чтобы поучаствовать в главном соревновании по воздушному серфингу. Помимо истории о борьбе за свободу Чоппера, тут еще дополняется история судей введением секты судей ренегатов, отделившихся от обычных судей много лет назад.  Однозначно читать.

Третий период, сага о Некрополисе и “кризис веры” Дредда.

Начинаются 90-е, следов от былой несерьезности уже совсем не остается. Вернее, юмор всегда был и будет в Дредде, но ощущения, что читаешь “устаревший” комикс уже нет. Дуэт Алана Гранта и Джон Вагнера распался из-за несогласия по поводу концовки Oz и того, как в принципе писать персонажа и на что ставить акцент. Алан Грант уходит писать комиксы про Судью Андерсон и Стронциум Дога. С этого момента Вагнер, хоть и с небольшим перерывом, был главным автором, ответственным за Дредда до настоящего времени. Активно используя политическую подоплеку, он завершил «взросление» комиксов о Дредде.

  • The Dead Man (проги 650–662): Этот стрип начал выходить независимо от стрипа про Судью, чтобы не выдать личность главного героя. Пишет Вагнер под псевдонимом. Это вестерн, действие происходит в Проклятой Земле. Является прологом к Некрополису, определенно стоит прочитать.
  • A Letter to Judge Dredd (прог 661): Важнейшая история, впервые у Дредда появляются сомнения по поводу системы, чьей правой рукой он был на протяжении многих лет. К этой теме многократно будут возвращаться.
  • Necropolis (проги 674–699; пролог 662–673): Вот это без всяких условностей можно назвать эпиком, долгая и глобальный история, самый красивый комикс Карлоса Эскьюэрры, что я читал. Темные Судьи во всей своей красе, огромный  body count. К событиям будут отсылаться на протяжении многих лет.
  • America (Judge Dredd Megazine 1.01–1.07): Часто называют лучшим комиксом про Дредда, отличная соц. сатира, если вам интересен больше всего этот аспект, то можете начать читать отсюда. Вводится партия демократов и связанная с ними террористическая группа Total War.
  • The Devil You Know and Twilight’s Last Gleaming (проги 750–753 и 754–756): Тут заканчивается арк с демократией и на время прекращаются душевные искания Дредда. К теме с демократией еще вернутся, так же как и к Дредду, вопрошаемому систему.

Judgement on Gotham: Кроссовер Судьи Дредда с Бэтманом, как не странно лежит в континьюти, именно тут наконец ловят Судью Смерть после Некрополиса. Рисует Саймон Бизли. Мне нравится, но вполне можно пропустить, главное знать что тут Судью Смерть на долгое время сажают в изо-куб.

Период начала Judge Dredd Megazine.

Вагнер на некоторое время уходит пробовать формат нового журнала и дает место молодым писателям поработать над персонажем. Не самый лучший период, большинство комиксов здесь можно пропустить. Основной автор – Гарт Эннис, так же присутсвуют Марк Миллар, Грант Моррисон и Джон Вагнер.

  • Judgement Day (проги 786–799 и Megazine 2.04–2.09): Считаю худшим эпиком из всех. Как потом говорил Эннис он пытался совместить здесь все его любимые моменты из старых эпиков. Длинная и не сильно интересная каша, плюс еще и кроссовер со Стронциум Догом. Не рекомендую.
  • Inferno (проги 842–853): Пишут Моррисон и Миллар, по-моему единственное связанное с вселенной Дредда, из написанного Моррисоном, что можно прочитать. Но и не прочитав, вы ничего не потеряете.
  • Mechanismo и Wilderlands: После Некрополиса погибло большое количество Судей, и Главный Судья МакГрудер решает создать армию роботов Судей. Дредд не доверяет машинам, плюс ко всему этому возраст МакГрудер начинает давать о себе знать, она впадает в старческий маразм. Вагнер начал писать этот сюжет в Megazine и потом вернулся в 2000AD для продолжения сюжета в Wilderlands. История довольно длинная, Механизмо отличный, Wilderlands не особо. Самое интересное тут, что Wilderlands это опять космическое путешествие, Дредда приговаривают к 20 годам на Титане и что роботы Механизмо это такой легкий стеб Вагнера над Робокопом. Wilderlands можно спокойно пропустить, но неплохо знать, что Механизмо в конце отправляют на склад, и к теме роботов потом еще вернутся, а также что заканчивается эта история отставкой МакГрудер и выборами нового Chief Judge’а. Порядок чтения вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Mechanismo в разделе Bibliography
  • Helter Skelter (проги 1250–1261): Отношу это сюда, хоть и перескакиваю через несколько эпиков. Самая последняя вещь, что Эннис писал о Дредде. Это такой love letter Энниса к 2000AD. Старые враги Дредда вторгаются из параллельных измерений. Неплохой экшн комикс, можно прочитать.

Современный Дредд.

Это, пожалуй, мой любимый период, достаточно постоянные по качеству экшн комиксы про полицию сурового будущего, часто уходящие в реальные политические проблемы. Вагнер пишет все главные комиксы. Если вы решили начать читать Дредда после недавнего фильма, я думаю, это одно из самых безопасных мест чтобы начать. Тут мне нравится все, так что особых рекомендаций не будет.

  • Bad Frendz (проги 955-959): Здесь вводится злодей всего следующего длинного сторилайна.
  • The Pit (проги 970–999): Мой любимый эпик, самый настоящий police procedural. Дредд наводит порядок в одном отдельно взятом коррумпированном секторе. Так же является прологом к The Doomsday Scenario.
  • The Doomsday Scenario: порядок чтения со всеми прологами тут http://en.wikipedia.org/wiki/The_Doomsday_Scenario Массовый боевик, два главных действующих лица (история одновременно в 2000AD и в Judge Dredd Megazine). Плюс отличный художник Колин Вилсон потрясно рисует детализированные футуристические города.

Одновременно с Doomsday начинается новый параллельный сторилайн, советский Судья Орлок (тот самый, появившийся в Block Mania) возвращается и хочет призвать к ответу Дредда за последствия Apocalypse War. Орлок похищает Андерсон (он в нее влюблен, больше об этом было в спин-офф стрипе об Андерсон).

Порядок чтения:

  • Return of the Assassin: проги 1141-1147
  • The Trial: проги 1148-1150
  • Trial of Strength: проги 1151-1152
  • Sin City: проги 1289 – 1299 (Кев Уокер рисует!)
  • The Trial Of Orlok: проги 1336-1337

Здесь стоит сказать, что Дредд в комиксах стареет в “реальном” времени. Сейчас ему уже больше 70 и, с большой вероятностью, служить ему осталось не долго. В следующем важном сторилайне вводится возможная будущая замена Дредду, Судья Рико. Он тоже клон первого Судьи Фарго, и назвался он в честь первого Рико, который предатель, чтобы искупить его грехи. Еще вводится племянница Дредда Виенна(она мелькала пару раз в раннем Дредде, но это не сильно важно). Вообще как раз из-за желания Вагнера очеловечить Дредда у него возникли разногласия с Аланом Грантом, который хотел, чтобы Дредд всегда был карикатурой полицейского-фашиста.

  • Blood Cadets (проги 1186–1188): Здесь впервые появляется Рико и рассказывают как первый Рико gone rogue.
  • Blood And Duty (progs 1300–1301): Тут вводят, вернее возвращают Виенну.

Возвращаются к теме демократии и террористической группы Total War в:

  • America II: Fading of the Light (Judge Dredd Megazine #3.20-3.25): сиквел к Америке
  • Cadet (in Judge Dredd Megazine #250-252): дочь Бенни из сторилайна «Америка» становится судьей, самый интересный из нововведенных персонажей
  • Terror и Total War (проги 1392–1399 и 1408–1419): первое это драма про ячейку террористов, второе это масштабный боевик

В истории Дредда самым большим пробелом было самое начало: с чего началась система Судей, как и почему Фарго пришел к власти, из-за чего произошла Третья Мировая. Поэтому Джон Вагнер и Карлос Эскьюерра, оригинальные создатели Дредда, решили, что пришло время заполнить этот пробел.

  • Origins (проги 1500–1519 и 1529–1535): Дредд с отрядом судей отправляется к местной святыни, находящейся в Проклятой Земле – криогенному мавзолею, в котором заморожен первый Судья Фарго, чтобы спросить у него совет.  Так же Дредд знакомится со своей родней – мутантами-реднеками. Это задел на следующий сторилайн, где поднимают проблемы иммиграции. Много флэшбеков о прошлом, о том как Судьи пришли к власти, о судье Фарго, Третьей Мировой Войне, детстве Дредда и Рико(первого). Заканчивается переломным моментом для комиксов о Дредде. Тоже неплохое место чтобы начать читать, хоть я и считаю что немного поздновато.

Так же перед следующим сторилайном можно прочитать про PJ Maybe (он там будет играть важную роль), персонажа, ставшего настолько популярным, что сейчас он враг Дредда главнее Судьи Смерть. Порядок чтения здесь http://en.wikipedia.org/wiki/PJ_Maybe , все я не читал, но все что дальше 800 прога — отличные комиксы. Его приход к власти вообще одна из лучших историй.

  • Mutants in Mega-City One и Tour Of Duty: долгий сторилайн, Дредд после событий Origins решает пересмотреть закон, по которому мутанты не могут жить в Мега-Сити. Закон становится причиной огромного шитшторма среди обычных жителей и многих Судей. И Tour of Duty это сразу продолжение истории, Дредда отправляют в Проклятую Землю следить за постройкой городов для мутантов. Плюс ко всему этому идет линия про коррупцию в главном департаменте судей. Тоже один из любимых сторилайнов. Порядок чтения : http://en.wikipedia.org/wiki/Tour_of_Duty_(Judge_Dredd_story) раздел Publication history
  • Day of Chaos (проги 1743–1789): Самый недавний эпик, опять результат событий Apocalypse War. Шикарный экшн триллер, TOTAL MASSACRE

Вроде бы я ухватил все наиболее глобальные и важные истории за все существование стрипа. В следующей части расскажу о не самых главных историях и спин-оффах.

Thrill power всем!

  • sqw3r

    Оз — мой самый любимый арк.
    Chopper rocks!

  • sammo

    А были ли все эти сторилайны собраны в какие-то ТПБ, чтоб удобнее было искать в DC++?

  • preferans

    Спасибо! Сегодня начну первый эпик.

  • meat_not_found

    «выпуск=прог»

    Что такое прог?

    • sammo

      прог=выпуск
      так в 2000AD называют выпуски

  • meat_not_found

    Какая-то путаница в терминах.
    «при средней продолжительности одного стрипа в 6 страниц» — разве стрипы это не вот это?

    • Стрип это комикс в периодическом издании, каждая новая часть которого на своем месте в новом выпуске журнала. По аналогии с газетно-журнальным термином «полоса».

      В 2000AD много таких стрипов помимо Дредда — долгих и не очень.

  • meat_not_found

    «сильно silver age», «эссеншл ранов», «ворлдбилдинг», «сторилайнов», «который gone rogue», «это definitive ранний Дредд», «настоящий police procedural»

    Хау баут директли райт ин инглиш, иф ю со лайк ит?

    • redson

      таки да, есть перебор по этой части

    • Мне так проще и быстрее выражать мысли, но приму к сведению

  • meat_not_found

    А так хорошая статья, спасибо.

  • Незнаю как и отблагодарить автора,спасибо,в детстве очеь любил фильм и игру на комп про дредда,но почему то ни когда не возникало желания почитать про него комикс,но после просмотра второго фильма прям переклинило,переиграл в игру и пересмотрел первый фильм,а теперь хочу зачитаться Дредом,нравится мне сама атмосфера будущего,а так же судьи-их манеры,подбородки и костюмы просто великолепны, Если есть время ответте на пару вопросов:
    1:Робот Хаммерштейн интересный персонаж?,часто с ним Дредд сталкивался,в каких номерах про него можно прочитать если что?
    2:Рико первый что только в 30 проге будет,или Дредд с ним будет долго бороться?
    3.Первый эпик про войну с роботами точно не стоит читать,Хаммерштейна там нет хоть?

    • Хаммерштайн он из соседнего с дреддом стрипа ABC Warriors, который формально с Дреддом не связан

      • И что они ни когда не встречались,кроме как в фильме?

        • не знаю если честно
          со стронциум догом у дредда были кроссоверы а про остальных не в курсе

    • Вообще по первому фильму не надо ни на что ровняться. Первый фильм снят сильно по мотивам The Day the law died плюс туда впихнули Рико. Хаммерштайн, как вам уже объяснили, совсем из другого стрипа, в фильме он только потому, что он клево выглядит и он из того же журнала, что и Дредд. ABC Warriors я не читал, насколько они интересны сказать не могу. Рико появляется в 30 номере и там же умирает, плюс также к выходу первого фильма Пэт Миллс пересказывает историю про Рико, растягивая это на 3 прога. Также Рико светится во флэшбеках, например в Ориджинс. Дредд с Хаммерштайном встречался один раз в истории на один номер и потом про это благополучно забывают, писал тоже Пэт Миллс, номер можно посмотреть на википедии.

  • http://dreddreviews.blogspot.com/ еженедельные экскурсы Дагласа Уолка

  • QUELLER

    dredd.pp.ua — Новый сайт с переводами комиксов про Судью Дредда.

  • Noris

    А всё таки когда продолжение статьи?

    • http://dreddreviews.blogspot.ru/ здесь заревьювено абсолютно все связанное с дреддом на текущий момент, смотря на это смысла продолжать я особого больше не вижу, главное я уже написал. Может сделаю пост еще с краткими рекомендациями, хер знает.

      • Noris

        Ясно,хотелось просто про спин-оффы почитать.

  • LeytoII

    Сел читать с самого начала, ибо вредная привычка. Сейчас только-только подхожу к первому обозначенному в материале эпику. Мучает любопытство, почему автор не относит Войну Роботов к эпикам? Эдакий сайдкик Дредда, весомый размах и определенное влияние на историю в дальнейшем он оказал. Так почему нет?

  • Данил Шер

    Откуда можно начать читать, чтобы была судья Андерсон? И где можно прочитать графический роман по фильму 2012 года?

    • Судья Андерсон впервые появляется в Judge Death (2000 AD 149), о котором рассказано в статье, это один из самых популярных арков. С того момента она более-менее постоянный участник серии, у нее есть и своя серия Anderson Psi-Division, где самые крутые сюжеты это Shambala (2000 AD #700–711) и Triad (2000 AD #635–644).

      История во вселенной фильма называется Judge Dredd: Underbelly и вы ее без проблем найдете на торрентах.

      • Данил Шер

        Спасибо.