Хороший такой 2012 — TV

Лучшее тиви прошедшего года. Помогает мне по части тех сериалов, о которых я не знаю ничего, Семен Чиглинцев.

Eastbound and Down, Сезон 3 / Джоди  Хилл, Бен Бест, Дэнни МакБрайд

Долгий путь «from rags to riches to rags to riches again» сверхсамовлюбленного альфа-бейсболиста Кенни Факин Пауэрса закончился уже в начале 2012 года, отчего Eastbound and Down сейчас редко видно в итоговых сериальных топах — и это страшная неосмотрительность со стороны господ критиков. Вернувшись в большую игру, обладатель курчавого «муллета» (и молодой отец) покоряет новые вершины в искусстве быть мудаком, придумывает конфликты и усугубляет их невероятными театральными представлениями. Предыдущие сезоны были про одержимость Кенни историей восхождения — и, вопреки всем вселенским законам, ему удалось силой вогнать свою реальную жизнь в спортивные клише. Здесь же герою МакБрайда приходится привыкать к жизни после промежуточного (перед прыжком в высшую лигу) финиша, где от него не требуется совершать атлетические подвиги, а хотя бы просто быть вменяемым человеком. В этом деле он проваливается настолько завораживающе, что даже жизнь смеха ради кидает ему вторые шансы — раз за разом.

Истбаунд в 2012 году подарил ряд истерично смешных моментов (самые огненные — сюрный эпизод про плантацию Уилла Ферелла и тренировка русского питчера), калейдоскоп пронзительного душбэгства и, наверное, королевский бриллиант пауэрс-перфомансов сериала — прибытие Кенни на похороны, высшая точка для ярчайшего комедийного персонажа наших дней. We are fucking out — до обещанного, но призрачного четвертого сезона.

Game of Thrones, Сезон 2 / Дэвид Бениофф, Д.Б. Вайс

Второй сезон «Игры Престолов» я начал смотреть, уже прочитав все книги-первоисточник и закономерно превратившись в мерзкого чувака, который после каждой серии оглядывается на оригинал. К счастью, мне хватило ума не шипеть на каждое отступление от книг, благо к тому не было причин — все придуманное и измененное сценаристами не только упростило перенос текста Джорджа Мартина на телеэкран, но и весомо дополнило сюжет «Битвы Королей». К чему держать Тайвина Ланнистера на скамейке запасных, когда в его роли Чарльз Дэнс?

В первом сезоне Бениофф и Вайс зарабатывали для сериала репутацию и доказывали, что нестыдное сериальное фэнтези возможно. Прошедший сезон уже заработал в полную мощь, отшлифовал стилистику и вывалил «Blackwater» — громогласный эпизод с осадой столичной Королевской Гавани. Взрывы зеленого цвета и массовки могут произвести впечатление банального хвастовства — «все как в большом эпик-фэнтези за 200 миллионов!» — однако на деле, Blackwater оказался не просто аттракционном, но продуманной кульминацией линий, в которой участники событий показали, кто они на самом деле.

The Legend of Korra / Майкл Данте ДиМартино, Брайан Коньецко

Нет, это не внезапно взрослый мультсериал, и не отчаянный эксперимент хулиганов-auteurs, никаких отговорок, сюрпризов и оправданий — это подростковое приключенческое шоу, и такие нужно иногда для детокса смотреть. Но для детского энтертейнмента продолжение некэмероновского «Аватара» сделано феноменально плотно, сфокусированно и с очень ясным авторским видением. Двенадцать серий делались с расчетом на то, что ими все ограничится, как результат — это законченная история без назойливых филлеров и топтания на месте, очень дорогие и красивые приключения одаренных подростков в фантастической версии старого Гонг-Конга. Местные тинейджеры удивительным образом не бесят, а для тех, кто рисованных подростков терпеть не может ни в каком виде, создатели позаимствовали методику создания каста из аниме того же жанра — значительную роль в сюжете играют взрослые персонажи, у которых усталость от детей это модус операнди.

«Корра»  с большим успехом заимствует элементы супергеройских сюжетов: это и город как место действия с героями вне закона, и псевдополитика с противостоянием одаренных и обычных людей. Благодаря цельности и сверхдинамичной фановости сериала, спандекс-тропы работают гораздо лучше, чем в нудноватой официальной продукции по мотивам комиксов — и чего уж там, такой синтез оставляет первый «Аватар» далеко за бортом.

Lupin III: Woman Called Fujiko Mine / Саё Ямамото

Жизнерадостный негодяй в ярком пиджаке Люпен Третий существует в поп-культуре преимущественно в трех обличиях, определявших настрой его похождений: похотливая гнида в оригинальной манге Манки Панча, гуттаперчевый еврофанк-грабитель в долгоиграющем мультсериале и вор-джентльмен в «Замке Калиостро» маэстро Миядзаки. Люпен-2012 попал в руки людям, которые не могли не переделать его под свои нужды: шоураннеру Саё Ямамото («Michiko e Hatchin»), аниматору Такеси Койке (режиссер Redline), сценаристу Дай Сато и музыкальному продюсеру Синиъятиро Ватанабе (оба c великолепного и вечного «Ковбоя Бибопа»). В итоге, новый Люпен стал очередным пришествием «Бибоп»-стиля, как всегда идущего вразрез японским трендам: нить отдельных эпизодов, меланхоличных и клевых, иногда сюрных, с роскошной музыкой внутри и коробкой старых lone man movies на полке референсов.

Самое очевидное — шоураннером стала женщина, большинство эпизодов написала женщина — Мари Окада, главным и титульным героем стала фемм-фаталь Мине Фудзико; разумеется, фокус сместился от дурачеств Люпена и его друзей к энигматичной Фудзико, грациозно пролетающей через истории мужчин. Загадочность настолько сильно определяет все её существование, что любые ключи к её истории оборачиваются такими же обманами, что и образы, в которые она вживается ради изощренных краж. И даже весь сериал способен оказаться одной большой аферой ради введения зрителя в замешательство, как и обещает обнаженная Фудзико в вызывающем и гипнотическом интро.  Уникальный женский взгляд на типично самцовую фантазию о роковой женщине — редкость в любом художественном формате.

Eric Andre Show / Эрик Андре

Лучшая фоновая программа для завтрака — безумная пародия на ток-шоу комика-сорвиголовы, который каждый выпуск начинает с крушения собственного рабочего места.  Это передача производства компании Тима и Эрика (другого Эрика, Ванхайма), отчего да, фирменная эксплуатация стилистики муниципального тв (и сопутствующей ей эмоциональной неловкости) здесь играет большую роль. Но куда важнее абсолютно честное желание факшитапнуть все в кадре — физически или вербально. А еще в Шоу Эрика Андре есть нереально smooooooooooth мужик Гэннибал Бёресс, способный, как мне кажется предотвратить Третью Мировую вовремя начатым суперчилл монолDOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN DOC CHICKEN

//////////////////СЕМЕН ТАЙМ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

 

Несмотря на все мои ожидания/опасения 2012 год не оказался ужасным в плане телевидения. Были свои взлёты и падения, были новые шоу – ужасные и отличные, были закрытия и окончания некоторых сериалов, которые я любил. Попытаюсь донести до вас немного информации о ТВ-2012.

Сам год можно очень долго ругать за наличие The Newsroom (все, кто хочет защитить сериал, пожалуйста, молчите) и просто обескураживающего количества комедий с формулой «друзья за 30, ЖИЗНЬ ТАКАЯ СЛОЖНАЯ» и комедию, главным героем которой является обезьянка. Но это неблагодарное дело, да и говорить о том, что все понимают, смысла нет, попытаюсь поговорить о хороших сериалах.

Первый на повестке у нас 30 Rock. Гениальный ситком в этом году начал свой 7 и последний сезон, что в моём понимании является значительным событием. Сериал с самого начала был известен своими 3000 шуток в секунду и великолепным кастом, но это ещё не гарантировало успешной жизни и, уж тем более, успешного окончания. Но если вторая половина сезона выдержит планку, заданную сериями, которые уже успели выйти до Нового Года, то всё будет чертовски хорошо. Тина Фей не сдаёт позиций, а руководство телеканалов и политическая ситуация страны будто нарочно ей помогают, так что проблем возникнуть не должно. К сожалению, конец сезона приходится на 2013, поэтому особо похвалить в этом году сериал не за что. Нет, серии, конечно же, были отменные, смешные и живые, но пока я могу выделить разве что серию, сюжет которой настолько спойлерный, что мне придется помолчать.

Далее у меня записан Archer. К сожалению, в 2012 публике представили только 3 сезон, а 4 отодвинули на январь 2013. Впрочем, шоу от этого хуже не станет, это всё ещё самый истерически смешной мультсериал из всех, что сейчас идут и, возможно, один из лучших, что я когда-либо видел. За 3 сезон сериал успел представить зрителям русскую женщину-киборга, Берта Рейнольдса и воспользоваться неисчерпаемыми талантами Брайана Крэнстона, который в этом году успел побывать, кажется, абсолютно везде (и в 30 Rock, между прочим, тоже) и даже Джека Макбрэера из всё того же 30 Rock. Это лучшая альтернатива культовому Arrested Development (Джессика Уолтерс играет ту же самую роль, по сути), это лучший мультсериал, что выходил в 2012 (The Venture Brothers делают меня печальным блоггером, но об этом ниже).

Триумфально прошёл 3 сезон Boardwalk Empire, шоу, которое многие сравнивают с Сопрано и далеко не в пользу «Империи». За 12 серий успел значительно поменяться статус-кво, убили ещё нескольких старых персонажей, а агент Ван Алден получил от меня заслуженную номинацию «самый страшный человек года». Не было ни одного проходного эпизода, каждый чем-то выделялся и в нужный момент использовал нужные приёмы. Конечно, это не значит, что помпезность и самоуверенность шоу куда-то делись, это всё ещё шоу, которое без стильных декораций и великолепной режиссуры приглашённых специалистов, могло бы очень быстро скатиться до уровня B-movie. Но режиссура есть, декорации и костюмы шикарные, а Ричард Хэрроу всё ещё прекрасный персонаж (a real human being, если хотите). Меня откровенно печалит только то, что шоу всё ещё возится с Маргарет, пытаясь понять, что же она должна делать. Линия с женской клиникой, числившаяся главной в первых ¾ сезона, пришла-таки к какому-то логичному завершению (удовлетворительному, прошу заметить), но растягивать её на добрый десяток серий, воруя время у того же Ван Алдена это очень странный ход. Маргарет во 2 сезоне была прекрасно проработана, но тут сценаристы запнулись и решили сделать из неё какую-то икону феминизма и независимости, причём они же регулярно выставляли её на посмешище. Цель всего этого фарса мне до сих пор неясна, честно скажу, поэтому на 4 сезон очень хотелось бы побольше  развития других персонажей, если уж Маргарет ставит сценаристов в такое неловкое положение.

Вышел 2 сезон Shameless, которые оказались драмой о самых мерзких людях на телевидении. И эти люди главные герои, которым иногда надо симпатизировать. Несмотря на то, что за сезон успели показать попытку суицида, убийство, наркотики и драки, самой мерзкой стала серия, где происходит «чудо деторождения» со всеми подробностями, которые мог себе позволить спутниковый канал. Все его последствия и сам процесс без запинок показали, насколько мерзкие бывают люди, и наконец-то довели всё, что варилось 2 сезона, до точки кипения. А я, в свою очередь понял, что мне, как зрителю, от сериала нужно только, чтоб его герои оказывались в ещё более худших положениях в последующих сезонах. Чертовски интересно смотреть, как раз за разом все планы крушатся поворотами сюжета и герои падают всё ниже и ниже (Фрэнка, пожалуй, можно уже убрать, ему ниже падать некуда). Shameless может заслуженно получить своё звание «Самый жестокий аттракцион 2012 года».

Я хотел написать как можно больше про последний полноценный сезон Skins (дальше только эпилоги), но к сожалению писать в очередной раз о том, как всё плохо получилось, насколько я ненавижу Фрэнки, Мэтти и тех, кто решил посвятить почти весь сезон им, это уже мазохизм, заниматься которым у меня желания нет. Скажу только, что мне всё-таки понравилось всё, что не было связано с теми двумя заменителями персонажей и я всё ещё надеюсь на успешный эпилог.

Так же вышел целый 20-минутный спецвыпуск The Venture Bros., который, несмотря на всю великолепность, моих ожиданий не оправдал, сюжет не продвинули, а просто скормили очередную порцию шуток. Да, шутки-то отличные и превосходят большинство того, что мы видели в этом году на голову, но всё-таки это всего лишь необязательный выпуск, который раздразнил желание увидеть полноценный сезон одного из лучших мультсериалов современности.

Райан Мёрфи упорно не понимает, что надо принимать свои таблетки, и продвигает школу ADD- телевидения в массы с новым ситкомом The New Normal. Два гея находят мать-одиночку, которая станет суррогатом их ребёнка, но у девочки есть мать-расистка и hilarity ensues. Вообще-то ситком дико неровный. Множество шуток построено на поп-культуре, а изначальная цель – научить Америку толерантности не будет достигнута никогда просто потому, что шоу ничего такого не пытается сделать. Каждую серию мы получаем очередную порцию расистских, гомофобских и просто чернушных шуток от бабушки, потом случается эмоциональный момент, где главные герои получают урок, а потом все улыбаются и пьют/едят. Так что не особо понятно, что же будет в итоге, шоу вряд ли закроют, но какого-то чёткого будущего я у него не вижу. И всё бы ничего, но у Райана прямо сейчас идут ещё два сериала – Glee и American Horror Story. И с каждой буквой, которую я напечатаю о них, меня всё сильнее будут ненавидеть большинство сознательных юзеров интернета. Несмотря на это я могу заявить, что 4 сезон Glee невероятно хорош и, не знаю каким чудом, не сжигает сюжетные линии по 4 штуки за раз, как это было принято в предыдущих сезонах. А American Horror Story, начав во 2 сезоне абсолютно другой сюжет с другими героями, наконец-то достиг хоть какого-то уровня приличия и вышел из категории «so bad it’s good”. Несмотря на то, что я сериалы хвалю, они, разумеется, далеко не шедевральны и попасть в best of tv этого года они не могут, а упоминаю я их для культурного развития, как и несколько других.

Закончился сериал «Это не волчанка», закончился без пафоса, очень тихо и с бромэнсом и даже отъездом за горизонт на мотоциклах. И если предыдущее предложение вам не кажется хорошей концовкой, то тут уж ничего не поделаешь. Как по мне, так сериал получил именно ту концовку, которая должна была быть, но при этом такую, которой никто не ждал. Ведь легче было поверить, что закончится всё смертью Хауса от передоза или наоборот омерзительным хэппи-эндом. Но нет, всё-таки умудрились найти баланс между радостными и грустными нотами и в итоге состряпать финал, который вряд ли будут цитировать как лучший в истории телевидения и, я абсолютно серьёзно, очень зря. Весь сериал фокусировался на Хаусе и Вилсоне, а команда Хауса и остальные работники госпиталя это так, придатки для продвижения сюжета, которых можно передвигать и заменять (вам правда когда-то хотелось смотреть 8 сезонов на волшебного негра Формана или на Оливию Уайлд?). Поэтому концовка, где в центр повествования становятся Хаус и Вилсон, а остальные навсегда отходят на второй план, это настолько логичное завершение сериала, что становится даже обидно, что все 8 сезонов мы не провели в простом наблюдении за тем, как они сидят у телевизора и смотрят классику кино или просто обсуждают жизнь.

Конец Weeds мне изначально казался шуткой. Да ладно, Шоутайм закроет сериал? После «всего лишь» 8 сезонов? Но можно же ещё года 4 насиловать труп сериала, который первые 4 сезона был отличным, потом хорошим, а потом «узнаю только, чем закончится». 8 сезон чудес не подарил, сериал всё ещё двигался по инерции, персонажи ходили туда-сюда, актёры получал последние чеки и медленно звонили агентам. Закончили всё тихо, промотав время вперёд и показав, что ни черта не осталось от начала сериала, Дженджи Коэн кажется понятия не имела, как заканчивать сериал и это видно. Приятно, конечно, посмотреть на собравшееся семейство, сидящее под снегом на ступеньках и делящееся сигареткой, но чёрт подери, это не конец сериала Weeds, это конец какого-нибудь Full House PG-13 версии. Очень жаль, искренне говорю.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\//////////////////////

The Thick of It, Сезон 4 и Veep / Армандо Януччи

Януччи и друзья, в принципе, все сказали в прошлых трех сезонах эталонной сатиры The Thick of It и фильме-ответвлении In The Loop:  что политики тоже люди и ругаются как сапожники, что политиков мало что так интересует как грызня друг с другом вне зависимости от взглядов и, наконец, что вся их смешная кутерьма имеет на самом деле чудовищные последствия. Так что возвращение Малькольма Такера было для авторов выходом на бис, а заодно еще и шансом пройтись катком по британским имитаторам бурной деятельности. Такер, некогда правительственный spin doctor (заминатель и зачинатель скандалов в СМИ), вынужден работать в смехотворной оппозиции, чтобы хоть как-то оставаться в игре, и в своем последнем рывке к власти подставляет почти всех персонажей сериала под публичную порку. Вместе с этим, он выдает два мощных монолога — публичный и тет-а-тет — которые очень похожи на знаменитые речи полковника Джессапа и Гордона Гекко (и так же внеконтекстно готовы для ютуба), но которые, в сущности, та же лабуда, которой Такер кормил СМИ и подчиненных всю свою карьеру. Утонуть в собственном буллшите — финал изящней и трагичней решетки или веревки.

Veep — другой зверь, уже не просто новая порция политсатиры от Януччи с американскими приправами, а эксперимент с иными исходными данными. Американские политики не только избегают того, чтобы материться лесенками, но и исповедуют свою разновидность мелочности, к которой нужен свой подход. Да, это не такое однозначно увлекательное шоу, как The Thick of It, но наблюдать за адаптацией к американскому политическому климату было даже интересней, чем смотреть на тягучий круг почета на другой стороне океана.

Community,  Сезон 3/ Дэн Хармон

Ужасно ироничный конец для гениального сериала: сначала канал дает второй шанс на радость сумасшедшей фанбазе (#SIXSEASONSANDAMOVIE — те ребята), а затем стреляет в спину, увольняет отца проекта и оставляет Community на 2013 год догнивать в качестве изуродованного зомби. К счастью, Дэн Хармон использовал последний шанс на всю катушку и оставил  одержимым смотрителям культового тв невероятный blaze of glory последних серий, которому суждено стать легендой. Мне не нравится тот образ, через который Хармон общается с миром, я бы никогда не принимал всерьез такого человека в реальной жизни, его фанатизм по отношению к сценарной структуре уже давал осечку… но то, насколько далеко этот сериал пошел в манипулировании форматом, сумасшедшей жанровой игре — это заслуга исключительно одного человека.

Это ситком, который в течение одного сезона спародировал документальный фильм про съемки «Апокалипсиса Сегодня», закинул героев на большую часть серии в видеоигру в духе Minecraft, всерьез использовал двойника из злой параллельной вселенной, сплотил персонажей вокруг декана-трансвестита, ставил под вопрос реальность происходящего — и ни разу не потерял эмоциональный центр. Хармон искренне, без дураков, любит этих персонажей, и когда они начинают говорить про дружбу и понимание, нет ощущения сахариновой ситкомщины и игры в куклы, даже посреди такого лютого нердогеддонна  возможно быть честным.

Breaking Bad, Сезон 5 / Винс Гиллиган

После того, что Гейзенберг устроил в две тысячи одиннадцатом, его сериалу могли бы простить превращение в мультфильм и постоянные флешфорварды в параллельный мир — и Винс Гиллиган пошел на недозволимые некоролям телевидения вольности. Половина сезона вместо целого, никаких привычных американских горок саспенса — а все равно каждую серию можно смаковать от начала до конца. Breaking Bad внезапно вернулся к палповым корням первого сезона: аж две серии посвящены изощренным ограблениям с применением НАУКИ! — но они жестоко балансируются визитами на темную сторону. Больше нет демонических антагонистов и Уолтер Уайт наконец-то становится злодеем сериала, явно отравляющим жизнь всех, кто вступает с ним в контакт. Если до этого все — убийства из самозащиты, убийства бездействием, изготовление наркотиков, отравление детей — могло быть истолковано в пользу бедного учителя химии, то теперь, когда никакие обстоятельства не вынуждают Уолтера продолжать, нет смысла сдерживаться в оценках. Дальше «болеть» за него могут только социопаты.

Джесси, беги, дурень.

Louie, сезон 3 / Луи Си Кей

В то время как «Сообщество» унесло ситкомские правила в далекую галактику, самый земной комик Луи Си Кей преобразовал формат для своих наполеоновских планов. Амбиции Луи явно осязаемы — в этом сезоне была история про женщину мечты в двух частях и сюжет про late night шоу аж в трех эпизодах. Остатки концепта «сериал про комика» разметаны ветром, вместо них монолитно стоит то, что некоторые критики называют серией короткометражных фильмов. И действительно, тридцатиминутные эпизоды превращаются в полигоны испытаний, на которых заданная в первом сезоне формула с удовольствием подрывается.

Двухчастный сюжет «Daddy’s Girlfriend» — очень некомфортный, болезненно точный взгляд на мужские ожидания от женщин; попутно этому — торпедирование клише Manic Pixie Dream Girl, поразившего большинство современных мелодрам для мужчин. Эпопея про телешоу с секретным оружием в лице Дэвида Линча (!!!) — очень интересный вариант «Рокки»-сюжета, приглушенный дрейф человека, на которого свалился невероятный шанс; Линч просто невероятен в роли олдскульного телепродюсера, охраняющего каноны late night show как королевские драгоценности.

После потрясающего сезона «Луи» уходит на очень большой перерыв до 2014 года — боюсь представить, что сможет придумать вечно совершенствующийся автор за такое долгое время. К счастью, в этом году должно стартовать шоу друга Луи Марка Мэрона, оно должно немного утолить голод по самобичеванческой комедии.

Mad Men, Сезон 5 / Мэттью Вайнер

Вроде бы уже традиция объявлять Breaking Bad лучшим сериалом года, но его сосед по каналу в этот раз сумел уверенно доказать статус топ дога современного телевидения. Скажем так: когда про другие шоу говорят, что в них продуманные персонажи и динамика между ними, в сравнении с тем, что творится в мэдменах, все кажется глуповатым мультфильмом. Рекламное агентство «Стерлинг, Купер, Дрейпер, Прайс» превратилось в чудный терраририум, где оценка очередного поступка каждого из персонажей может вывернута наизнанку следующей же серией, и клеймить кого-то негодяем или достойным человеком всегда преждевременно. Невероятный эпизод «The Other Woman» крайне болезненно это утвердил, сделав все руководство компании — и даже жертву этого сюжета — участниками грязнейшего мероприятия, занявшего первое место в списке их грехов. Но это никак не поколеблет то, что смотреть на них, пьющих виски и расшифровывающих метафоры, становится все большим аналитическим удовольствием.