Kid Eternity (Грант Моррисон, Дункан Фегредо)

kid_eternity

Мини-серия Kid Eternity (1991) Гранта Моррисона и Дункана Фегредо была, в первую очередь, инициативой Карен Бергер, будущего главного редактора подразделения DC “Vertigo”. На волне успеха дарк энд гритти Arkham Asylum Карен прислала Гранту массу материала по Киду со словами «сделай что-нибудь с этим персонажем, а то все его ненавидят». Грант взялся за работу — и все стали ненавидеть Кида ещё больше.

Заглавный персонаж был создан в 1942 году Отто Биндером и Шелдоном Молдоффом для Quality Comics. Кид — безымянный мальчик, погибший в юном возрасте: лодку, на которой плыли они с дедом-моряком, потопила немецкая субмарина. В загробной жизни мальчишка узнал, что по бюрократической ошибке ангела-клерка он умер раньше срока, и вообще-то ему полагалось ещё 75 лет жизни. В качестве компенсации его снабдили суперсилой и вернули на Землю вместе с мистером Кипером, тем самым ангелом-клерком. Когда Кипер находился рядом с мальчиком, последний мог вызывать почивших исторических лиц/мифических персонажей, чтобы они помогали ему бороться с различными врагами. Кроме того, мальчик и Кипер могли летать и становиться невидимыми. А для активирования своей силы парню надо было просто произнести слово «вечность».

139093941601 (1)

Моррисон взял этот нелепый ориджин и вывернул наизнанку, оставив и лодку, и отца-моряка, и Кипера, и сделку с ангелами-клерками, но максимально извратив концепцию, сделав историю куда более мрачной, катастрофичной, апокалиптичной, а также сдобрив её любимыми Грантом оккультно-магическими подробностями. В общем, старая-добрая деконструкция персонажа и традиционный – но по-моррисоновски изощрённый – ход «everything you know is wrong».

И без того несуразный герой в поменявшемся сеттинге стал ещё более отталкивающим для публики. Чего говорить, даже сам Моррисон чуть позже признал: «Если бы я писал о нём сейчас, он был бы больше похож на свою оригинальную версию. Потому что мне, как и всем разумным людям, дико наскучили угрюмые и неприятные супергерои». Неудивительно, что пессимистическая история о непопулярном персонаже не продалась так же хорошо, как пресловутый Arkham Asylum. Однако всё это не отменяет того, что Kid Eternity — вовсе не проходная работа. Во-первых, комикс, по факту, появившийся чуть раньше, чем импринт “Vertigo”, воплощает в себе все присущие импринту свойства: это мрачная, пугающая фантастика со сложным сюжетом, затрагивающим самые что ни на есть философские вопросы и определённо «предназначенным для взрослых читателей». Во-вторых, серию можно считать своеобразным манифестом раннего Моррисона. Здесь он — иногда опосредованно, иногда прямым текстом — выкладывает свои онтологические взгляды. В-третьих, Моррисон всё-таки добился того, чего от него просила Карен Бергер – возродил интерес к Киду: в 1993 году серия Kid Eternity была перезапущена, теперь уже в рамках “Vertigo”.

Безусловно, не стоит умалять заслуг Дункана Фегредо, чей арт стоит отдельных дифирамбов и, несомненно, также способствовал возрождению интереса к герою. А ведь эта мини-серия – большой дебют художника, прежде, по сути, безвестного. Несмотря на то, что здесь он очевидным образом подражает стилю Дэйва МакКина (из-за успеха всё того же Arkham Asylum), Фегредо бросает все силы на поддержание мистической, жуткой, шизофренической атмосферы комикса. Именно после своего блестящего дебюта Фегредо смог поработать с Питером Миллиганом над прекрасным комиксом Enigma.

r91I0FXyPB4

Итак, стэндап-комик Джерри Салливан невольно становится проводником для проникновения в наш бренный мир Кида, который был заточен в Аду 30 лет. Вместе с Кидом к нам проникают крайне агрессивно настроенные инфернальные сущности Шахрирон. Кид на пару с Джерри возвращается в Ад, дабы забрать оттуда мистера Кипера и продолжить работу во благо всего сущего: до заточения они занимались возведением Хаосфер, особых Райских конструкций. Следующие сюжетные ходы ведут к эталонному анагноризису. В разговоре с Богами Хаоса Кид выясняет, что те небеса, на которые он попал мальчишкой, были вовсе не небесами, а вся его многолетняя работа оказалась направленной в совершенно иное русло, нежели он полагал.

Параллельно основному сюжету развиваются линии одержимого священника-убийцы и невротичной барышни Вэл Хоффман, страдающей от кошмарных галлюцинаций. О функциях этих персонажей мы умолчим, дабы не раскрывать всех перипетий.

Путаный сюжет сопровождается фоновыми декорациями, ради создания которых Моррисон широко привлекает культурный пласт: здесь и актёры с гангстерским амплуа, и картины Пикассо, и – пусть весьма потасканный – миф об Орфее, и Каббала по Алистеру Кроули, и кантата Карла Орфа «Кармина Бурана», и верования индейцев хопи, и служащие для построения композиции строчки из популярных песен, и карта Таро «Колесо фортуны» как лейтмотив всего комикса.

Вообще говоря, работа Моррисона почти всегда очень кропотлива. Как бы внимателен ни был читатель, он наверняка упустит какой-нибудь хитрый символ или любопытную деталь. Однако, по Фаулзу, «неведомое – важнейший побудительный мотив духовного развития», а значит, автору на руку то, что фрагментарное повествование,  обилие деталей и общая сложность тем оставляют читателя в некотором недоумении: это заставляет последнего раз за разом перечитывать комикс в надежде докопаться до истины и понять авторский замысел целиком. Разнообразие интерпретаций, в свою очередь, лишний раз иллюстрирует идею Моррисона о том, что каждый человек, пытаясь объяснить себе непостижимое, разрабатывает своё исключительное видение происходящего.

Yldt6iL6iDs

  • Chuvashov Anton

    Спасибо за статью, но она как-будто обрывается на полуслове (либо я не понял трик с картинкой). Тем не менее новый автор на найнгриде со своим стилем — это хорошо. Godspeed you!

  • Хорошая статья,правда в конце немного скомкана. А насчёт Kid eternity я охуел когда узнал о предыстории персонажа т.к то во что его превратил Моррисон не чего общего с оригинальным персонажем не имеет, а так это напомнило The Invisibles.