Комиксы из года 2014

ATHDzMU

В прошлом году я читал очень мало комиксов, так что здесь список не лучшего, а вообще почти всего, что я прочитал — за вычетом тех серий, что уже отметились в итогах за 2013 год.

Мне очень тяжело ориентироваться в современных комиксах: личный герой комикс-блоггинга Дэвид Бразерс окончательно завязал, больших блогов становится все меньше, а интересные дискуссии смещаются в социальные медиа, следить за которыми это почти отдельная работа. Тем не менее, спасибо толковым писателям красивых и умных букв про комиксы, которые не позволили окончательно утерять интерес: Саре Хоррокс, Джо МакКаллоу, Зейнаб Ахтар, Шиа Хеннуму, Оливеру Саве и коллективу комикс-раздела в Paste Magazine.

Weapons of Mass Diplomacy / Абель Ланзак и Кристоф Блейн

Отслужив свое на французской госслужбе, дипломат Антонин Бодри (псевдоним — Абель Ланзак) решил написать о своей карьере в формате комикса. Вернее, не о своей карьере в целом, а о работе под началом Доминика де Вильпена — министра иностранных дел с 2002 по 2004 год. Своенравный тиран де Вильпен (с измененной фамилией) вырывает своей энергетикой статус главного героя книги и ожидаешь, что бывший сотрудник сочинил масштабный поклеп на шефа, но, неожиданно, комикс оказывается одой его неумолимому идеализму. Все дело в контексте: назревала война в Ираке, и Франция именно с подачи де Вильпена образовала оппозицию США в Объединенных Нациях; время доказало правильность этого решения, французский маневр подрезал крылья репутации американского орла и поспособствовал нынешней оценке тех событий даже среди американцев.best14_01

  Идеализм и напор преодолевают ведомственную грызню, выковывают из абсурдного процесса спичрайтинга словесное оружие для рыцаря от мира дипломатии. Настолько мягкую политическую сатиру по отношению к предмету сатиры можно увидеть очень редко, и хрен знает насколько это оправдано (карьера реального де Вильпена не без кочек), но вдохновение этот комикс обеспечивает. Художник Кристоф Блейн оживляет рисованный бюрократический процесс и изображает каждое заседание с участием господина министра как перфоманс жестов и мимики, за которым сухой текст в пузырях едва поспевает. И зачем они сделали из этого еще и фильм?

 

Ms. Marvel / Джи Уиллоу Уилсон, Адриан Альфона и Джейкоб Уайатт

best14_02

Правильный подростковый комикс: яркий, легкий, безпафосный но, самое главное и отличительное, — главная героиня, звезда новостей и косплея Камала Хан, совсем не идеальная юная героиня. Джи Уиллоу Уилсон не боится показать её глупой, назойливой, ангстирующей по мелочам, злоупотребляющей мемами и вниманием — обычным тинейджером, короче. Никакого морализаторства и лепки ролевых моделей, только ненапряжный фан с редким для мейнстрима колоритом (за аутентичность которого отвечает редактор Сана Аманат) и идеально подходящим рисунком. Альфона отрывается на возможности рисовать пластичные и невероятные формы с героиней-шейпшифтером, милейший Джейк Уайатт получает возможность засветиться на популярном комиксе — из него выйдет большая звезда.

Wicked + Divine / Кирон Гиллен, Джейми МакКельви и Мэтт Уилсон

best 14_03TH

Постоянное место ГилленКельви. Если честно, то я не настолько уж прямо в восторге! Запросы к любимому дуэту у меня большие, особенно после триумфа Young Avengers, а здесь не так много мяса после первого сюжета и как-то подозрительно неамбициозно… НО спуск в подземку во втором выпуске искупает все.

The People Inside / Рэй Фоукс

best 14_04THbest 14_05TH

Лучший комикс из вышедших в этом году для демонстрации уникальных возможностей медиума. На двенадцати панелях двухстраничного разворота двенадцать влюбленных пар. В каждой из панелей идет своя история. Когда союзы распадаются, дробятся надвое и панельки, и в них идет уже свой рассказ. Можно читать как и с фокусом на одной линии, так и по-классически, нарратив работает и там и там. Но когда один из персонажей умирает, его панелька гаснет и стоит черным надгробием, пробелом в ритме чтения. Поэтичный текст, аккомпанирующий изображениям, скажем так, не очень впечатляет, но общий концепт работает (работает!) и комиксные методы справляются на порядок лучше прозы.

The Wrenchies / Фарел Далримпл

best 14_07

Фарел Далримпл шел к этому комиксу очень, очень долго, и менее чем шедевр он представить на выходе не мог. Шедевр и получился — роскошно разрисованная, детально распланированная фантазия про гнилую изнанку ностальгии. Даже если тематика отработана до истощения всеми, в том числе и самим Далримплом (в Omega the Unknown), тщательность и объем работы, парад уникальных фантастических образов и надрывные эмоции заставляют воспринимать эту рефлексивную историю как первую на читательском пути. Лучшая книжка-вдохновитель.

Multiversity / Грант Моррисон, Айван Райс, Френк Куайтли, Крис Спрауз, Кэмерон Стюарт

best 14_06

Про tour de force дуэта Моррисон/Куайтли я отчитался, оценивать проект Гранта Моррисона в целом пока рано. Даже когда я не могу соглашаться со стариком, слишком сильно верящим в свое нехитрое ремесло, не могу не признать что шотландская зараза все еще пишет как бог. Secret Society of Super-Heroes и Thunderworld Adventures это лучшие из «обычных» супергеройских комиксов года сами по себе, без хитрых подтекстов; The Just увлекательно проводит экскурсию по окаменелостям legacy-супергероев, а открывающий выпуск напоминает о том, как круто было раздирать Final Crisis на части каждый месяц.

Moon Knight / Уоррен Эллис, Диклэн Шэлви и Джорди Беллейр

best 14_08

Уоррен Эллис вернулся! Во время своего вояжа в литературу он сказал, что некому было рисовать его сюжеты; неожиданно, значит, такие надежные партнеры нашлись. Не особо примечательный марвеловский художник Диклен Шэлви с подачи Эллиса и при поддержке всеми любимого колориста Беллейр раскрылся в звезду, ради визуальных экспериментов которой люди готовы покупать каждый выпуск. Сам бывший Царь Интернетов превзошел свои предыдущие достижения в суперкомпрессии: каждый из шести номеров содержит по минимуму текста, в центре внимания голый, бьющий по почкам сторителлинг, а сверху идет легкая идейная присыпка. Один из выпусков открыто (и успешно!) копирует важнейший экшен современности «Рейд» — лучшего образца для подражания при сочинении интертейнмента про ломаные рожи (не прикидывайтесь что супергерои не про это) сейчас не найти. А другим «просто комиксам» придется учиться экономии у Мун Найта.

Supreme: Blue Rose / Уоррен Эллис и Тула Лотай

best 14_09

Уоррен Эллис вернулся часть два! Даже в либеральном Марвеле приходится сводить сюжеты к тому, чтобы кого-нибудь насильно победили, что не всегда вяжется, если автору хочется только пофантазировать на вольные темы вокруг супергеройской иконографии. На помощь спешит дядюшка Лайфелд, который понял, что пусть комиксы двигают вперед другие люди, и готов отдавать свою интеллектуальную собственность даже на авангардную резню. Эллис и Тула Лотай ничуть не авангардисты, но таких слабо связанных с кейп-френчайзом историй не было со времен раннего Vertigo. Предлог написать что-то про освященного Аланом Муром клона Супермена Эллис воспринял как приглашение вывалить все свои интересы и обсессии, о которых он рассказывает в сети. Получился хонтологический и заумный комикс, фрагментное повествование которого до финала лучше воспринимать только чувственно, благо рисует Тула Лотай замечательно.

Through the Woods / Эмили Кэролл

best 14_10th

Лучший автор современных хоррор-комиксов (по крайней мере в англосфере) наконец-то разродилась железно утверждающей этот статус книжкой: сборником безупречно исполненных, красивых и жутких сказок. Из многочисленных достоинств и отличительных черт Кэролл обращу внимание на один ею любимый прием — раскрытие визуальной мелодии. Строгому следованию последовательности кадров Кэролл предпочитает дать ударному кадру почетное место на странице, заполняя все пространство, в том числе и негативное. Хоррор это всегда про встречу привычно-рационального с неведомым и полезно подкрепить этот момент художественно, имитируя падение в темноту, где взгляд ведет уникальный авторский леттеринг.

Hip Hop Family Tree v2 / Эд Пискор

best 14_11

В прошлом году я умудрился пропустить мимо первый том этого замечательного комикса — очень зря. К счастью, все продолжающийся вебкомикс находится на пике популярности, так что нас ждет еще как минимум год origin story хип-хопа. Эд Пискор изображает первые годы существования великой субкультуры в модной стилистике Бронзового Века и представляет сложную сеть её деятелей как супергеройское коммьюнити эпохи Джима Шутера: с кроссоверами, противостояниями и даже драматической сменой костюмов. Невероятно нердовово, белее свежих сливок, однако доброе задротское обожание автором объекта разговора и милые стилистические фокусы сглаживают любые углы, в том числе неловкое цитирование героев и их рэпов.

Rat Queens / Кертис Вайб и Рок Апчерч

best 14_12

С подросткового возраста ненавижу «комедийное фентези», всех этих казаков в раю, беспомощно и с петросянством тыкающих наиболее банальные жанровые клише. Поэтому и все новые фэнтези-комиксы, для которых такие приколюхи с приключениями это стандартный режим (Skullkickers, Dungeons and Dragons Джона Роджерса), я даже и не открываю. Rat Queens, формально работая на ту же аудиторию и в схожем ритме, находится на качественно ином уровне за счет того, что юмор здесь не стерильный, надуманный будто для совместной ролевой партии с мамкой, а современный и хамский, в апатовском духе. Четыре оторвы пьют, дуют и трахаются в свое удовольствие, изредка выполняют квесты строго за бабло. Их более чем убедительно представляют и авторам достаточно поддерживать огонь игрой на этих образах — с чем все было в порядке. Моя любимая «легкая» серия прошлого года.

She-Hulk / Чарльз Соул, Хавьер Пуллидо, Рон Уимберли и Мунтса Виченте

best 14_13

Люблю She-Hulk в первую очередь из профессиональной солидарности — практикующий юрист Чарльз Соул дорвался до супергероя-адвоката и мне очень близко его вдохновленное занудство, которое он вставляет в уста зеленой независимой женщины Джен Уолтерс. Мне нравится этот комикс даже на пике занудства, но он на самом деле дико фановый и совсем не скованный никаким реализмом кроме правового. Во многом это заслуга Хавьера Пулидо, который наконец бросил гиблое дело погони за своим дружищем Маркосом Мартином и с облегчением принял в объятия плоское, геометрически правильное ретро. Приглашенный художник Рон Уимберли (который, к моей радости, был в этом году очень продуктивен) и вовсе украл комикс на два номера, блистательно выступив с off-model вольностями в отношении дизайнов и головокружительными трюками с перспективой, напоминающими о японских аниматорах Сусио и Йо Йосинари.

Undertow / Cтив Орландо и Артем Траханов

best14_14

( ͡° ͜ʖ ͡°) КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ( ͡° ͜ʖ ͡°) КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ( ͡° ͜ʖ ͡°)

На самом деле, Артем большой молодец и комикс у него получился классный безо всяких скидок на его личную охуенность. Как минимум, стоит оценить то, что он сам себя красит, и за счет этого Undertow во всей линейке Имейдж-2014 был комиксом с чуть ли не самой оригинальной и разнообразной палитрой. А вообще это отличная приключенческая история с интересным океаническим концептом, из которого можно будет в перспективе выдавить очень многое.

Southern Bastards / Джейсон Аарон и Джейсон Латур

best14_15

Изначальный концепт долгожданного комикса Джейсона и Джейсона не располагал к продолжительной серии, хоумкаминг-истории про месть это сюжет на один фильм, том или сезон, никак не на масштабное высказывание двух рефлексирующих южан про свои засранные родные края. Мужики приятно удивили, выстрелив уже на четвертом выпуске внезапным вывертом сюжета, так что теперь я точно уверен, что у них выйдет что-то объема и силы Scalped. А так как здесь Аарон поет про то, что знает лично, то я рассчитываю и на честную эмоциональную выкладку под ребрышки и муншайн, не все же бородачи растеряли на росомахах?

Black is the Color и River of Tears / Джулия Гфрёрер

best14_16

AKA комикс который я упустил в прошлом году (такие декабрьские релизы). Ну да ладно, это все равно был год Джулии Гфрёрер, которой сильно повезло с выпуском на Фантаграфикс и пристальным вниманием альткомикс-тусовки. Она удивительно органично миксует мрачные готические мотивы и миллениальское безразличие, запечатлевает вечный союз из секса и смерти на дешевой бумаге портлендских зинов и проскальзывает тебе под ногти, пока смотришь в другую сторону. Её рисунок гипнотизирует — даже когда она рисует наспех, в тонкой штриховке отражается завидный талант и чувство формы. Страшно представить, в какого арт-монстра она спрогрессирует еще за пару лет.

KILL 6 BILLION DEMONS / Том Паркинсон-Морган

best14_17th

Вебкомикс-открытие 2014, нереально здорово прорисованный комикс в духе Джеймса Стокоу и Филиппа Друлье про попаденку в адский мир ведической сотонины, андрогинных ангелов, биотехнологий и сложных каст многочисленных богов. На свое несчастье автор жутко застенчивый, но народный герой Брэндон Грэм затащил его на страничку в Prophet Strikefile. Так что надеюсь на то, что по поводу и его невыходящих синглов мы в скором времени будем переживать.

Adarsh Balak / Приеш Триведи

best14_18

Мой любимый комикс для реблогов — издевательские перерисовки пропаганды для индийских пионеров. Главная фишка состоит в подмене консервативного морализаторства правильным и добрым прогрессивно-анархистским напутствием, пусть даже в большинстве случаев это просто предложение дунуть. При нашей власти Адарш Балак будет украшать все города планеты.

Empowered Special — Internal Medicine / Адам Уоррен и Брендон Грэм

best14_19

Почетное место Брэндона Грэма, который совсем оборзел и все больше продюсирует и срется в твиттере, чем рисует. jk man still luv ya, как люблю и его внезапные коллаборации с коллегами по цеху — а здесь еще и встреча двух поколений японофилов, предсказуемо смешная и изобретательная.