The Sculptor: защищаем слабых

something-something-shooting daggers

something-something-shooting daggers

The Sculptor Скотта Макклауда был одной из самых ожидаемых новинок года. Человек, знающий медиум вдоль и поперёк, понимающий его ограничения и возможности, выпускает 500-страничный комикс, это ли не повод для радости? И вот права на экранизацию куплены, комикс уже стоит на полках магазинов, читатели погружаются в новую работу Макклауда… и начинают плеваться ядом, заливая интернет авторитетными мнениями о том, почему долгожданный «Скульптор» это мерзкая и глупая пустышка, самокопание и голем, созданный из сырой глины по образу творца, лишь для того, чтоб посмотреть на пустышку как в зеркало и сказать «Я гений».

 

Так что же произошло?

Прежде всего, так уж и быть, надо рассмотреть сюжет. Есть Дэвид, гениальный автор/скульптор, которому не везёт, потому что судьба артиста тяжела, а весь мир покрыт плебеями и грязью. Есть чудо-дар, позволяющий ему творить скульптуры из чего угодно голыми руками. Есть 200 дней до смерти, чтоб оставить свой след в истории человечества. Да, это похлопывание самому себе по спине, да, это крик «смотрите, я автор и я страдаю», но это ведь ещё не преступление! Преступление тут в том, что даже несмотря на такую, пусть и глуповатую, но искреннюю тематику, сам комикс до боли фальшивый. Каждый момент, который должен быть эмоционально болезненным, видится как очередная кочка на пути «страдающего творца». Каждый красивый кадр выделяется, словно крича «Смотрите! Я умею рисовать красиво, это не просто инди-комикс, я тоже умею в вайдскрин-сплэшпэйджи и сцены, сделанные специально для трейлеров». Каждый, кто встаёт на пути у героя, карикатура. (Наиболее вопиющим примером можно считать его лэндлорда и подручных ему гопников, сошедших со страниц Hawkeye Фракшена и Ахи. Но если там это карикатура, смех и китч, то здесь это тупой, прямолинейный приём для продвижения сюжета в нужную точку. Не хватает лишь покручивания жиденьких усиков и гаденького смеха.) Даже семья героя прописана не как персонажи, а как мучающее его прошлое. Не люди, а воспоминания, тыкающие в затылок и кричащие «С каждым годом твоя жизнь всё дерьмовее».

Позвоните кто-нибудь Скотту и спросите, как у него дела, скажите ему, что интернет волнуется за него

Позвоните кто-нибудь Скотту и спросите, как у него дела, скажите ему, что интернет волнуется за него

Есть и череда более мелких проступков, например, для такой «монументальной» работы «Скульптор» выглядит каким-то… ленивым что ли. Скотт прекрасно знает, как работают комиксы и знает, какие чудеса можно с их помошью вытворять. Он даже иногда вспоминает об этом, используя обрезанные и нагромождённые друг на друга панельки чтоб показать смазанную в памяти героя, шумную, неприятную вечеринку. А в других случаях он просто вяло рисует лицо несчастного героя, снова и снова, пытаясь то ли вызвать жалость, то ли какое-то извращённое понимание. А ещё, к сожалению, комикс довольно таки скучный. И не в том смысле, что там ничего происходит, о нет, там происходит полно событий, вполне себе необычных. Просто они все не могут заинтересовать читателя, потому что в первую очередь его не может заинтересовать главный герой. Тряпка, ноющая о том, как нелегка его доля, но прикрывающаяся гордыми правилами «Никакого воровства, никаких подачек, я у мамы страдающий творец». И разумеется ему везёт, ему чертовски везёт. Красивая девушка его подбирает с улицы и берёт домой, ведь он «страдающий творец». Его друг не отворачивается от него, ведь он «страдающий творец», но слишком страдающим быть нельзя, а то случится заплыв за буйки на глубоководную зону, где плавают Клоуз, Томине и Вэр, которые правда умеют показать неудачников.

Временами рисунок Макклауда, если посмотреть с нужного ракурса, вдруг становится похожим на рисунок Ромиты-младшего, который несколько лет назад нарисовал комикс, до сих пор вызывающий дискомфорт у многих деятелей индустрии – Kick-Ass. Я об этом упоминаю просто для того, чтоб с помощью такой вот тоненькой связи перейти к последней жалобе, самой доступной и понятной любому, читавшему работы Марка Миллара.

Итак: The Sculptor это авторский комикс о жизни, сделанный в стиле Марка Миллара. Никакого чувства меры, никакой искренности, натянутые конфликты и персонажи, глупые спичи на все темы, что могут прийти в голову.

Неужто всё так плохо?

 

Честно говоря, нет. По реакции критиков можно было подумать, что Макклауд написал историю о том, как он влюбился в Гитлера и начал есть младенцев на завтрак. А Скотт всего лишь не выдержал своего статуса эксперта по комикс-медиуму и использовал своё сломанное эго как материал для комикса. Да, это обидно, но, честно говоря, Макклауд талантливый художник. Даже в такой сюжетно провальной работе, как «Скульптор», можно потратить очень много времени на любование отдельными идеями. Они не всегда складываются в единое целое, не всегда они выглядят настолько хорошо, настолько могли бы, но всё это сделано качественно, пусть и не используя полный спектр возможностей художника. Да, сюжет никак не может заставить читателя заинтересоваться главным героем и наполнен клише, но будь эта книга написана каким-нибудь новичком, такого рвотного рефлекса она бы явно не вызвала. Если не начинать чтение с мыслью «Это должен быть шедевр», то вам даже может понравиться. Это простенькая история, красиво выполненная и глупо поданная. Это скорее поражение, чем победа. Это скорее проходняк, чем важное событие. Но если говорить честно, то можно сказать одну важную вещь: всё не так плохо. Не как оправдание посредственному комиксу, а как отрезвляющее напоминание о том, что всё правда не так плохо.

  • At At

    А что за Вэр?

    • Slava S.

      Chris Ware имеется в виду