Mad Men: Введение и прощание


2x12 The Mountain King - Imgur

Давайте сразу уточним: Mad Men – великий сериал. Тут обычно ставят «но» или как-то объясняют в общих чертах, почему так обстоит дело. Но если вы за 7 лет существования сериала ещё не поняли, почему он достоин самых высоких похвал, то вам, пожалуй, буквы на экране помогут. А если вы вообще сериал не смотрели, то срочно исправляйте свою ошибку (предварительно почитав пост).

А теперь невероятный экстраваганза Mad Men псто. Каждому сезону по отдельной секции, с выделением лучших эпизодов, персонажей и всяких других рюшечек-списочков, от которых у любителей бесцельно полистать интернет мокреют подмышки. По крайней мере так я хотел сделать сначала, но в итоге получились просто отдельные секции, которые может и разбиты слегка по сезонам, но в целом являются просто длительным обсуждением сериала. Максимально спойлер-фри, разве что первый сезон в пределах разумного.

SEASON 1: Многогранность и прошлое

1x09 Shoot - Imgur

Многим великим сериалам нужно немного времени, чтоб в полной мере раскрыть потенциал и показать зрителю себя во всей красе. Так, например, вряд ли из 100 опрошенных человек вам больше 10 скажут, что у Breaking Bad и The Wire лучшие сезоны – первые. И да, лучший сезон у Mad Men не первый, но будь я проклят, если сериал не умудрился сразу же раздать в полной мере заплесневелому телевидению дозу энергии, ворвавшись на богомерзкий канал AMC кометой, наградившей зрителей неторопливым исследованием персонажей, человечной драмой и умением достаточно тонко показать нюансы внутреннего мира героев, не срываясь при этом в недопонимание и претенциозность.

Дон Дрейпер – успешный рекламщик, повеса, алкоголик и просто новое лицо в пантеоне иконических скотов телевидения. Я смотрел пилот вообще без каких-либо знаний о сериале и момент, когда в конце серии Дон, уйдя от любовницы, приходит домой и целует жену и детей, меня поразил. Это не подано как масштабный поворот, но это категорически меняет взгляд на персонажа. Первые 40 минут пилота он успешный бизнесмен, пусть и с грешками. А потом он поворачивается к зрителям лицом и мы видим впервые того Дона, который будет 7 сезонов взлетать и падать. Фактически, это вот идеальный пример для того, чтоб объяснить, почему миллионы людей так любят это шоу. В один момент вы составили мнение о персонаже и уже готовы наблюдать за его развитием в определённом направлении, а в другой вы вдруг оказываетесь лицом к лицу с совершенно другим человеком. Дон не является волшебным единорогом, единственным персонажем, наделённым многогранностью характера, как это бывает в шоу похуже. Пит, который в первом сезоне выглядит мерзковатым, но обаятельным, в последствии испытает на себе множество метаморфозов. В бабочку прекрасную не превратится, но мех сбросит (господи, серьёзно, позовите кто-то картографа, линию волос персонажа нужно красной чёрточкой каждый эпизод помечать. Тогда к концу сериала у него будет половина черепа красной правда, но искусство требует жертв).

Джоан, которая в первом сезоне обычно работает в роли хитрой секретарши, мечтающей о боссе, в последствии станет одним из самых человечных героев в сериале и одной из немногих сотрудников агентства, которым будет хотеться сопереживать перед финалом.

Ну и не буду пока говорить о других, упомяну лишь королеву всего телевидения 2015 – Пегги Олсон. Ей богу, жутко становится когда смотришь на скриншоты из первого сезона, где она серая мышка и проходит через один из самых странных и неуютных арков в сериале (лично для меня, по крайней мере), а потом включаешь более поздние сезоны, где она, прости господи, настоящий человек. Сильная, но не всесильная, умная, но недооценённая. И, что важно, не забывающая о том, что с ней произошло в прошлом.

Ах да, прошлое. Ведь сериал все хвалят, причём вполне заслуженно, за то, как бережно Мэттью Винер берёт прошлое героев и лепит с его помощью их личные трагедии и драмы. Романчик Пегги и Пита будет греметь последствиями ещё долго и вот даже в 7 сезоне нам не дадут забыть о прошлом персонажей. Спойлерить не буду, но когда Пит поступает как мужчина и делится с Пегги неприятными новостями, потому что всё ещё заботится о ней, это действительно работает, потому что связь этих людей правда строилась годами, а не была склёпана за пару эпизодов для эмоционального резонанса.  При этом это совсем не мешает ему быть завистливым, угнетённым мерзавцем. Такие уж люди.

 

SEASON 2: Точки зрения и прощания с персонажами

4x11 Chinese Wall - Imgur

Раз уж я похвалил многогранность персонажей, надо отметить важную деталь. Благодаря тому, что герои написаны как можно более правдоподобно и продуманно, ваше мнение о них, после просмотра сериала, с почти 100% гарантией не совпадёт со мнениями ваших друзей. Уже 8 лет фанаты спорят о том, кто же такая Бетти Дрейпер на самом деле. Хорошая мать или совершенно потерянная, ничего не смыслящая в воспитании женщина, не готовая к материнству? А Салли Дрейпер и её резкое поведение – продукт хлипкого брака или просто врождённая Дрейперовская непокорность? Дискуссии про Меган вообще всё ещё умудряются находить свежие темы для обмусоливания и консенсуса насчёт того, была ли она чудесной женой или эгоистичной любовницей, мечтавшей о славе, так и не видно на горизонте.

Единственным минусом сериала (который, положа руку на сердце, вовсе не минус) для меня лично являются бесцеремонные избавления от персонажей. Гарантирую вам, что все, кого вы любите и считаете лучшими побочными персонажами, будут нагло выставлены из шоу. Кто-то будет уволен, кто-то умрёт, кто-то просто растает, слившись с фоном из небоскрёбов и бесконечных барных стоек. Прощание с любимыми персонажами это всегда обидно и Mad Men очень хорошо умеет выстраивать эти мизансцены. Выходы героев из сериала уже были абсолютно всех сортов: смешные и грустные, внезапные и вполне ожидаемые, приятные и душераздирающе несправедливые. Шоу регулярно сбрасывает накопившийся жирок, заканчивая арки персонажей и либо убирая их навсегда, либо, иногда, возвращая на бис на эпизод или парочку.

 

 SEASON 3: Сила и наглость

2x03 The Benefactor - Imgur

Одними из моих любимых тем в сериале всегда будут пресловутые сила и наглость. Ах, сколько раз Питу Кэмпбеллу давали вкусных бутербродов из костяшек пожевать. А уж как много случаев вербального насилия мы видели, причём от самых разных персонажей! (NOT GREAT, BOB; COCA-COLA; THE KING ORDERED IT и другие меметичные фразы уже осели в интернете и скоро покроются пылью, успейте насладиться ими пока можете!)

Но я говорю не только о физической силе и не только о той наглости, которая проявляется в умении хамить людям (если хотите посмотреть на такую, то просто откройте твиттер или комментарии в каком-нибудь популярном паблике). В одном эпизоде мы, с помощью друга нашего флэшбека, узнаём, как именно Дон попал на работу в агентство. И если это не эталон наглости и хитрости, то я уж и не знаю тогда, что может им считаться.

С приближением конца в сериал вводили всё больше персонажей, которые с помощью силы воли, наглости и трагической болезни «никакихфаковдавание» смогли добиться вполне неплохих результатов. В основном их ставят в параллель нашему любимому Дрейперу, но такие бриллианты как Боб Бенсон шикарно работают и без этого. Просто настоящий титан, мило улыбающийся, прокрадывающийся куда надо и когда надо. А Гинзберг? Невротик, псих, но какой талант и какая наглость! В 99 случаях из 100 сериал чётко показывает, что напор и умение притворяться, будто ты понимаешь, что происходит, дают власть и победу. И за этим просто дико здорово наблюдать.

Я не случайно заговорил о этих качествах именно в 3 секции, ведь именно в 3 сезоне нам дарят один из самых лучших моментов, связанных с ними. Опять таки, не буду прибегать к чётким спойлерам, но «Увольте нас» и сцена в финале сезона в отеле прямо просят, чтоб к ним какой-то интернет-юзер присобачил надпись Impact’ом гигантскими буквами «Всё могут короли».

 

SEASON 4: Взлёты и падения, в основном падения

4x03 The Good News - Imgur

На протяжении 7 сезонов место работы Дона, Пегги и компании претерпело множество изменений, от незначительных до кардинальных, от таких, что оставляли на вершине Эвереста, до тех, которые отсылали прямиком на дно рекламного бизнеса (это где-то под нижними уровнями ада). Менялись сотрудники, названия и места, тележка ехала по рельсам то вверх, то вниз. В начале одного сезона тяжело было сказать с уверенностью, что будет ждать SCDP в его же конце. Но фирма нередко работала своего рода кривым зеркалом для персонажей: бизнес в упадке – Дон налаживает отношения на любовном фронте; работа бьёт ключом – Гинзберг начинает ломаться под ответственностью и т.д. Никогда нельзя расслабляться, сюжет и судьба в любой момент могут ударить по лицу, причём сильнейший удар может быть нанесён не с помощью наиболее масштабного события. Для меня, к примеру, самой жуткой сценой сериала стала случайная встреча Дона и Бетти на летнем отдыхе, в лагере, где отдыхал Джин. И точно так же для некоторых героев шоу не становились последними каплями изнасилования, суициды и увольнения. Некоторым для того, чтоб окончательно сдаться, хватало всего лишь новой красивой машины или чуда техники, а Дон так и вообще переживал кризисы от мельчайших проблем, включая памятную сцену, когда Дон вдруг понимает, что отстал от жизни, слушая новый альбом Битлз. Самым приятным тут является тот факт, что шоураннер Мэттью Винер прекрасно знает, что не обязательно добавлять фальшивую драму, достаточно ставить персонажей в понятные и близкие людям ситуации (хинт: смерть любимого человека от пули маньяка/взрыва/утопания в расплавленном зефире в слоу-моушене это не близкая большинству людей ситуация). Никогда мне не был ближе Пит Кэмпбелл и его душевные переживания, чем когда он стоял на кухне своего дома и не мог починить кран, беспомощно наблюдая, как Дон, закатав рукава, берётся за дело. Конечно, не все случаи и события будут интуитивно вам понятны и эмпатия не везде включится (вы же не подкладываете хороших друзей в постель к клиентам ради прибыли, я надеюсь?), но, опять таки, Винер знает, что в крайности бросаться не стоит и строить весь сериал на бытовых проблемах не получится.

 

SEASON 5: Красота и талант

5x05 Signal 30 - Imgur

Вопрос о влиянии внешности/красоты на успешность человека на Mad Men поднимался довольно таки часто, даже чаще чем появлялась битва таланта с упрямым упорством (хотя в этой битве всегда побеждал талант, так что всё логично). Пегги Олсон начинает сериал серой мышкой, забитой и дрожащей, поэтому даже не особо привлекает внимание офисных шакалов, заглядывающих под каждую юбку, а уж об их уважении и речи идти не может. Тем не менее MM никогда не пытается строить иллюзий о том, что внешность не является важным фактором в жизни каждого. Нам нередко намекают, что не будь Дон Дрейпер Аполлоном и ожившей греческой статуей, то он бы вместо места креативного директора занимал место на углу, с чашечкой для мелочи в руках. Пегги, по мере того, как движется ввысь её карьера, тоже начинает одеваться получше, знакомит своё лицо с косметикой и закручивает романы для удовлетворения естественных потребностей (играет композиция на тему «Независимая женщина»). В конце концов, когда ей надо завладеть вниманием мужчины, она не использует свой талант, а просто надевает платье покороче, брызгает на шею «Шанель» и дефилирует по офису так, будто уже им владеет и сейчас достанет хлыст. Фактически, в мире Mad Men иерархия строится по принципу: красота/шарм > талант > упорность; и если у вас нет первых двух свойств, то вы можете смело идти пить у себя в квартире, пока не станете хэдхантером. Для наглядного примера сравним Дона и Пита: Дон обаятелен, Пит в другой вселенной работал бы в рекламе о жуткой болезни – облысении; Дон самый талантливый рекламщик по ту сторону экрана; Пит талантливый делец, не гнушающийся ничем для достижения цели (в основном риммингом для чванливых клиентов, но большего обычно и не надо); Дон упорный, Пит тоже. То есть разница между ними только в том, что Дрейперу все хотят жать руки, а Кэмпбеллу вежливо кивнуть и пойти вымыть руки спиртом. И Дон всегда выходит в их схватках на коне, пока Пит бежит сзади, пытаясь хотя бы подкову понюхать. Отсутствие шарма это не единственный недостаток Пита, но он крайне важен в общей картине мира сериала.

 

SEASON 6: Наркотики и алкоголь

6x09 The Better Half - Imgur

Знаете, какие сцены нам наиболее часто показывали в сериале? Правильно, сцены, где кто-то пьёт. И для шоу, в котором пьют, курят и принимают наркотики почти все, в Mad Men поразительно мало нравоучений о вреде веществ. Нам показывают последствия перебора с виски и пивом, но, например, сцены употребления ЛСД и марихуаны никогда не превращались в передачи для школьников, твердящие о том, что наркотики это гроб, кладбище, сатана. Напротив, марихуану в последних сезонах принимали вообще чуть ли не все персонажи, работающие в креативном отделе (а Стэн свой волосяной покров явно на стероиды посадил). И уж явно, если вы смотрите шоу не начитавшись спойлеров, то наверняка с первого же сезона у вас появится вопрос «Кто первый умрёт от рака лёгких?». Но Mad Men никогда не был и не будет притчей о вреде веществ, пусть иногда и были сюжеты на эту тему. В основном, злодеем выступал алкоголь, да и то он служил чаще всего способом персонажа устроить масштабный само-саботаж, а не змеем-искусителем, ведущим в дебри маргинальных развлечений. Да и тяжело было бы показать, что персонажи, спящие с кем попало и разбазаривающие деньги на ерунду, принимают плохие решения лишь из-за того, что злой спирт им голову затуманил. Единственными, кто прямо таки стал жертвой алкоголя можно считать Рамсена и Филлипса, да и то, Филлипс скорее попал в сети собственного скотства.

Стоит отметить, что сцены приёма наркотиков в сериале показаны максимально интересно, без сведения всего к пародии и обрыдшим трипам с кислотными цветами и музыкой Jefferson Airplane.

 

SEASON 7: Самоидентификация и решения

7x01 Time Zones - Imgur

И последними из главных тем сериала, о которых я хочу упомянуть, будут… Ну вы прочитали подзаголовок, вы всё поняли. На протяжении всего шоу персонажи менялись, менялись и их приоритеты, характеры и жизненные ситуации. Кто-то начал сериал с желанием построить карьеру, а потом постепенно научился ценить не только успех в работе, но и чувство настоящей близости, появляющееся в отношениях. Другой персонаж мечтал лишь о том, чтоб найти любовь, а в итоге стал важной частью бизнеса. Ну а третий никак не мог смириться с той ролью, что выпала ему по стечению обстоятельств и постоянно разрывался между убогим прошлым и комфортабельным настоящим, не зная, достоин ли он на самом деле этого всего. (попытка не спойлерить делает этому абзацу очень больно, да)

Много раз перед героев ставили перед необходимостью принять решение, которое могло изменить их жизнь навсегда и всех, кто выбирал «неправильный» путь, безжалостно за это наказывали. Во вселенной сериала не было жалостливых поглаживаний по макушке и обещаний, что всё получится в любом случае. Побоялся вырваться вперёд по головам других – сиди в пыльном офисе и смотри в столешницу. Не решился быть понаглее и потребовать уважения – будь Гарри Крейном (брр!). Моим любимым примером такого сценария является история Кена Косгроува, которая хоть и немного слишком фантастическая, но всё же очень смешная и интересная.

 6x12 The Quality of Mercy - Imgur

Mad Men был великим сериалом, в котором каждое событие чувствовалось сполна и все персонажи умели привлечь внимание и заставить зрителя решать, какие эмоции они вызывают. Прямо сейчас уже можно называть шоу классикой телевидения. Можно и не называть, но это будет самообман, а нам 7 сезонов показывали, что врать себе бессмысленно. Поэтому если вас кто-то спросит «Is Mad Men a great show?», то не постесняйтесь громко крикнуть в ответ «Not great, Bob! Amazing!» (простите, я не удержался).

И не забывайте, что как бы прекрасны вы не были, вам нельзя прекращать самосовершенствоваться, пока вы не достигнете уровня Роджера Стерлинга.

  • Гала Лохова

    Блестящая рецензия.Спасибо!