Точки против мазков / о «Винсенте» Барбары Сток

vinsent-big

У биографического жанра в комиксах есть свои уникальные проблемы и вопросы. Вот, например, как в комиксах надлежит показывать жизнь художников? Ведь переход из статики в нарратив непрост, да еще и заслуживающие байопиков художники бросают огромную тень на потомков.

На ум приходят две очевидные крайности: полный реализм, где произведения художника существуют лишь как объекты, и полная стилизация, где автор комикса пытается изобразить реальность в подражание тем самым произведениям. Интересное решение проблемы представлено в книге Барбары Сток «Винсент» про Ван Гога, которая недавно вышла на русском языке стараниями издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Комикс описывает период жизни великого голландца, обозначенный написанием его самых известных картин — от переезда в провинциальный Арль в 1888 году до кончины в 1890 году. За основу, разумеется, взята переписка Винсента со своим братом и агентом Тео, и письма составляют важные сюжетные вехи. Между письмами Ван Гог радостно делится с окружающими своими надеждами, рисует, влюбляется в проституток и постепенно пускается в глубины психического расстройства, не находя нигде желаемого отклика.

vinc1

Барбара Сток работает в стиле, который многим может показаться примитивным и даже оскорбительным — с фигурами, которые нельзя обозначить иначе как «человечки», чья гамма эмоций ограничена парой линий однородной толщины и двумя точками. Не буду спорить, грубость рисунка здесь отталкивает и примитив примитиву рознь, а местный примитив недостаточно оригинален — вместе с тем, комикс работает на плавное чтение и упрекнуть автора во враждебности читателю уже не получается. Самое главное — минимализм разом снимает груз зависимости художника от художника, мгновенно видно что никто не собирается посягать на великое, а только смотреть со стороны. Без имитации легендарных мазков Ван Гога, природные оригиналы его пейзажей сливаются в пласты однородного цвета, от чего панели комикса замечательно работают как цветокод, почти подсознательно напоминая о картинах, которые можно и не называть.

Все еще лучше складывается, когда обращаешь внимание на то, что Сток рисовала автобиографические комикс-дневники — формат, в котором примитивный рисунок это правило, а не исключение. Благодаря этой стилевой ассоциации, рисованная жизнь Ван Гог деромантизируется, его пьянство и денежные проблемы становятся неотличимыми от проблем современных художников — которые очень часто попадают в панельки таких неброских комиксов. Вместо архетипичного страдающего художника со знаменитых автопортретов преподносится Ван Гог с глупой улыбкой, эмоциональный, назойливый и рассеянный, чья погруженная в искусство жизнь не кажется исключительно трагедией.

vinc3

К сожалению, легкий, непретенциозный тон выдерживается не до конца. То тут, то там автор срывается к изображение эврика-моментов, где происхождение самых известных картин скомпрессировано в сцены случайного вдохновения. Блаженный и пьяный Ван Гог выходит из борделя прямо в «Звездную ночь над Роной» — такие сцены всегда выглядят как сущее жульничество и годятся разве что для фильмов-байопиков, сделанных с расчетом исключительно под премию «Оскар».

vinc2

Русское издание комикса сопровождает приличный раздел примечаний. «Винсент» — тот случай, когда аннотации это не просто костыль в помощь или приятный бонус, а крайне необходимая вещь. Подробные заметки не только идентифицируют каждую из картин Ван Гога, фигурующих в книге (или на которые сделаны только отсылки), но и дают интересный контекст. В частности: история рассказывается только точку зрения Винсента и Тео, а в аннотациях приведен отрывок из воспоминаний Поля Гогена о тех же событиях.

«МИФ» на своем сайте упирают на полезность и познавательность своей продукции, однако, как мне кажется, с такого ракурса рекомендовать «Винсента» невыгодно. Это больше, чем дидактическое изложение фактов из жизни Ван Гога в картинках — вполне неплохой комикс, избегающий ловушек пафоса и полагающийся на живое, где-то оригинальное изображение одной из самых затертых биографий в истории живописи.

vinc4

Книга для обзора предоставлена «МИФ Комиксы»