Век Кирби 01 — Captain America Comics (1940)

cap1

Hail to the King! 28 августа 2017 года — 100 лет со дня рождения Джека Кирби, абсолютной легенды американского комикса и великого художника 20го века в принципе. Прекрасный повод устроить небольшой челлендж и посмотреть хотя бы на часть его титанической библиографии. 
Первый значимый вклад Короля Комиксов в мировую культуру, большой хит, закрепивший на долгие годы дуэт с Джо Саймоном, и одна легендарная обложка, до сих пор находящая активное применение в политическом дискурсе.

Из нынешнего дня складывается впечатление, что Капитан Америка неразрывен от Второй Мировой войны — в том же фильме он незадачливый призывник, который торопится на фронт, и мало какая флэшбек-история тратит время на приключения в Америке. При этом, оригинальные комиксы «Золотого Века» делались, когда никакого фронта еще не было – зато в избытке было ожидания конфликта и шпионской паранойи.

За неимением возможности пошпынять фашистов на боле боя, Капитан и Бакки борются с врагами внутри страны — саботажниками, бомжами-пятиколонниками и гипнотизерами-убийцами. В таком контексте комиксы Саймона и Кирби внезапно оказываются очень близки к кроссжанровому формату «супергерои+спайфикшен» Эда Брубейкера, до сих определяющему истории про Капитана Америку. С поправками на наивность первопроходцев 1940-х, разумеется.

cap2

Почти каждый эпизод начинается с успешного покушения, в котором гибнет какая-нибудь важная фигура для американской обороны. Дальнейший вред герои, конечно же, предотвращают, но трудно отвязаться от вопроса: почему никто наверху и пальцем не шевелит, когда, например, в Гудзоне ловят подлодку фрицев? Статус-кво в вымышленном мире комиксов вынужден следовать довоенной реальности, но позволяет активное, фантастическое участие супергероя в борьбе с тайными суперугрозами.

Пока рузвельтовская политика «Арсенала Демократии» только вступает в действие в начале 1941го, в комиксах Капитан Америка и его юный друг Бакки уже летят в Германию! Они не дают двойнику большой шишки сорвать подписание соглашение о поставках в Великобританию, а заодно — умудряются влепить комичным Гитлеру и Герингу.

Пропагандистское новаторство — это здорово (особенно когда цели пока что благие), но более очевидное и однозначно позитивное наследство оставляют инновации Кирби-художника. Молодой Кирби, пусть и подражающий (неловко) великому Милтону Кэниффу в фигурах и лицах, уже тогда инстинктивно понимает, что от комиксов про справедливость с кулаками ждут в первую очередь действия, чтобы кулаки летали! И это воспитанник нью-йорской улицы обеспечивает в избытке, делая центральной фишкой комикса размашистые удары, направленные в шпионские челюсти и животы.

cap3

В сравнении с «Капитаном Америкой» Кирби, предшествующие ему приключенческие комиксы в плане экшена кажутся старперскими и отстраненными, будто бы они и не представители одного поколения вовсе. Кейпкомиксы до Кирби делались с расчетом на то, что момент героического возмездия это не более чем обязательный сюжетный элемент, лишняя иллюстрация из многих. Кирби же сделал осознанный выбор смаковать моменты физического контакта и атлетические финты, делать их визуально кричащими и обращающими на себя внимание.

Когда Капитан врывается в бой, его не могут удержать какие-то панельные рамки – фигура в движении вырывается на абсолютный первый план и доминирует страницей. Торопливый читательский взгляд может бежать по диагонали, но ему не дадут потеряться «дрожащие» от действия границы кадров, образующие интуитивный ритм и/или направляющие. Сейчас такое жульничество не прокатит, а вот диктат равномерных квадратов в свое время это разбило подчистую.

cap4cap5

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая жажда и воображение Кирби в «Капитане» вынуждает его бросаться покорять вершины, к которым он еще — очевидно — не был готов. Красный Череп возвращается верхом на гигантском буровом поезде, но еще не изобрели двухстраничные развороты, и ему банально некуда влезать. Рисуя дурацкий сон Бакки про Ивана Грозного (!), Кирби делает серию реверансов «Принцу Валианту» Хэла Фостера, однако пройдет еще двадцать лет до того, когда он сможет громко сказать свое слово в жанре костюмного эпоса.

cap6

Любительский глаз вряд ли увидит во всем этом революцию, негазетные комиксы Золотого Века все как один воспринимаются сейчас тяжело и примитивно, Кирби или не Кирби. Но следует понимать, что на визуальном языке Кирби заговорил весь американский комикс, и в нагромождении лишних линий и кривой анатомии рождались первые глаголы этого языка. И не следует списывать со счетов Джо Саймона — истории в их с Кирби десяти выпусках Captain America Comics это прекрасный образец фантазии пионеров Золотого Века, чей разгул вполне может увлечь самого сухого и циничного академика.

В следующем выпуске Века Кирби: дорогу детям и женщинам!!

  • AnDy_nin.Ja

    Для большей части мира война началась в 38-ом
    Развороты появились в Yellow Kid