[best of 2017] — Лучшие комиксы 2017!

bestof 2017

… или как я перестал волноваться и полюбил комиксы

Now / антология под редакцией Эрика Рейнолдса

now1now2

Серия MOME, которую с 2005 по 2011 вел Эрик Рейнолдс, продавалась издательством Fantagraphics как «флагманская», подразумевая, что ежеквартальный журнал должен был непременно ассоциироваться со знаковым брендом и его идеалами. У самого Рейнолдса была несколько иная, скромная позиция относительно антологии — он хотел дать шанс попубликоваться определенному костяку авторов в малой форме и на регулярной основе. И действительно, у грандов было место пощеголять арт-мускулами в многострадальной Kramers Ergot, в то время как MOME спокойно себе существовала как сборник без особых гиммиков и амбиций.

Новый проект Рейнолдса Now, на первый взгляд, представляет воскрешенный спустя шесть лет MOME — тот же формат с комиксами от корки до корки, несколько знакомых лиц из старого состава (Элеанор Дэвис и Габриэль Белл) и вроде как то же отсутствие общей темы или фокуса.

Однако варьете в этот раз оказывается составлено с умом: истории от радикально разных авторов, в разных жанрах и стилях, рифмуются друг с другом и выстраивают относительно плавную тематическую прогрессию. От фигур во взаимодействии к примитивным эмоциям, к тревоге, к будничному беспокойству, к бегству в фантазии об окружающем, о прошлом и о будущем. Но этот маневр не такой явный и редакторский голос не заглушает тех, кто собственно его исполняет. На должный уровень Now выводят как относительно известные лица (Дэш Шоу, Малахи Уорд/Мэтт Шиэн), так и нераскрученные имена — симпатичные Антуан Коссе и Каэла Грэм отмечаются с лучшими работами в сборнике.

Отсутствие явной идентичности и большой идеи у антологии может работать против нее, но тем же «грешила» и MOME… И, несмотря на это, дожила до 22 жирных номеров и осталась в истории слепком альтернативной сцены в интересный период. Не знаю какие шансы у Now выжить в другом рынке и задать ту же репрезентативность на фрагментированном пространстве, но, как минимум, — уже можно в ста страницах показать усреденный и красивый кусочек ощущения-2017.

Extremity / Дэниэл Уоррен-Джонсон, Майк Спайсер
extremity1extermity2

Главная художественная мясорубка года от автора-трудоголика, приносящего массу радости заказчикам своих супер-насыщенных коммишонов и почти столько же — наблюдающим со стороны. Брутальная вариация Навсикаи про воюющие кланы в мире летающих островов, рубаные руки и поколенческие обиды. Комикс про простейшие радости на свете, типа врезающегося в землю гиперцикла на фоне буковок «под акиру» — и очень трудно удержаться от восхищения, когда такие радости прилетают регулярно.

House of Women / Софи Голдштейн

House of Women (2017) (Digital) (danke-Empire) House of Women (2017) (Digital) (danke-Empire)

Приятнейший графроман про миссионерок, продвигающих идеалы некоей галактической Империи среди диковатых инопланетянок-подростков, пока рядом купается изгнанник в распахнутой рубахе. Зная каноны жанров (классической романтики и бодихоррора) сходу можно понять, чем закончатся благие начинания поучить инсектоидов и интрижки (особенно когда одно играет с другим!), поэтому в остатке играет художественное исполнение. С последним все замечательно —  жанровый мэшап дополняет интересная, аккуратная стилистика жирных силуэтов и узоров, никак не намекающая на грядущий сайфайный кошмар.

В итоге получается что-то вроде хайброу-хорроров от A24 и я только за, чтобы такие вещи были больше представлены в комиксах, особенно под брендом Фантаграфикс.

My Pretty Vampire / Кэти Скелли

mpv1 mpv2

Кэти Скелли знает свои сильные стороны и по максимуму работает исключительно на них; вернее только на одну — пуленепробиваемую Э С Т Е Т И К У. Карамельное сёдзе с людьми-макаронами плюс эвротреш-триллер из 70-х, комбинация на все времена! Выпустившись из мини-комиксов и их сборников, Скелли не растеряла беззаботного хамства в своих сюжетах и не делает скидок ни для чванливых снобов, ни для читателей,  ожидаюших стандартного нарратива. Её герои все как один жуткие гедонисты, плюющие на искупление и смеющиеся над моралью. Радужный мир вампиров и культов сделан исключительно под них и как нельзя лучше подходит для бесконечной эксплуатации и смакования фотопозами.

Командировка / Аскольд Акишин

aks

Небольшое выступление заслуженного отечественного художника, непафосное и необязательное, но оттого вдвойне приятное. Как и многие работы в этом списке, это достаточно оригинальный мэшап — на этот бруталистской, барельефной советской стилистики и трешового зомби-фильма. В Америке нашествие зомби влечет за собой забаррикадированные моллы и расчехление личных арсеналов, в брежневском СССР — команды из громкоговорителя, пока граждане спешат сделать отметку на командировочном талончике. Мертвецы и НЛО не кажутся сильно впечатляющими, когда вокруг точеные локомотивы и направленные в космос ракеты, особенно когда их рисует Акишин, одновременно титаническими и с легким намеком на упадок.

Diaspora Boy / Элай Вэлли

dias1 dias2

Америка получила того президента, которого заслужила: жирный маразматик угрожает ядерной войной через твиттер, сводя на нет усилия большинства тамошних комиков и сатириков, особенно работающих в бесславном жанре карикатуры. Одним из немногих художников, способных запечатлеть наступивший цирк уродов, остается Элай Вэлли, которому повезло в этом году выпустить отличный сборник своих работ.

Вэлли продолжает злые традиции классического MAD и Ральфа Стэдмана, воспринимая политический ландшафт нынешнего дня исключительно через призму хтонического кошмара. Недостаточно обезобразить объект сатиры, вылить на него ушат говна и нацепить табличку, он должен быть покрыт тысячью росчерков и гнойников. Только так можно хоть немножко приблизиться к правдивому изображению монстров, в руках которых, увы, оказываются судьбы миллионов.

В пользу Вэлли играет акцент на конкретной теме — сложных взаимоотношениях США и Израиля, которые его, как еврея левых взглядов, неизбежно приводят в ужас. Его любимый объект критики — ликудские лоббисты и их организации, которые с радостью жмахаются в десны с евангеликалами, но обрушивают египетские казни на любого, кто посмеет что-либо сказать про их лицемерие. Они люто ненавидят Вэлли в ответ — но тому и приятно, лишняя вязанка из цитат на обложку и в трейлер.

Paklis / Дастин Уивер

paklis1 paklis2

Перебежчики-сценаристы из Марвела в Имейдж стали таким привычным явлением, что влом показывать на них, это часть налаженного карьерного конвеера, по которому зачастую идет тот же продукт, но без плащей. Другое дело когда в это прыгают художники, ранее работавшие только в команде, и начинают делать свое, личное, прямо как завещали в 1992 году отцы-основатели.

Дастин Уивер, чтобы не рисковать с какой-то одной идеей-питчем, решил вывалить в антологию-портфолио PAKLIS вообще все свои обсессии, от анимешного сай-фая до Кафки и экшен-нуара, заполняя пустоты ранее выпущенным вебкомиксом Amnia Cycle. И без того впечатляющий (в основном супер-разворотами в SHIELD) художник очень радует своей всеядностью и, как мне кажется, может в будущем стать суперстаром в любом возможном жанре.

Shaolin Cowboy: Who Will Stop the Reign? / Джефф Дэрроу и Дэйв Стюарт

sha1 sha2

Прошлое явление Шаолиньского Ковбоя — Shemp Buffet — было истерично смешной авангардистской шуткой — минисерией целиком про однообразную, но эпичную (это Джефф блять Дэрроу!!!) битву Ковбоя и орды зомби, которая окончилась пулей для героя со стороны мерзотнейших обрыганов. Никто не знал, как это оценивать и как про это говорить, поэтому сиквел Дэрроу сделал в более стандартном формате с сюжетом и антагонистами.

Несмотря на упрощение, мастер миллиарда пылинок и гвоздей подтвержает, что он еще и властелин времени. Его фирменная гипердетализация работает на то, чтобы максимально растягивать экшен-моменты, насыщая любой кадр основными и вспомогательными элементами, а также гигантскими монологами. За каждую долю секунды происходит то, что в другом комиксе или в манге заняло бы пару страниц, и противникам Ковбоя (призрачный демон, ниндзя-свинья, краб-фашист) удается поведать насыщенную жизненную историю, пока летит один удар.

И еще! Даже в статусе влиятельного арт-демиурга, Дэрроу не перестает себя испытывать. Первые истории про Ковбоя были в пустыне исключительно для того, чтобы ему не пришлось рисовать лишнее. Здесь же действие перебирается в город — Дэрроу не только использует это для колоссальных разворотов, но и для разминки сатирических мыщц, которые он не использовал со времен Hard Boiled. Вокруг говно, капитализм и собаки с ножами вместо лап, в телефоны упуливаются не беззаботные миллениалы, а реднеки-трампоебки. Не то чтобы сильно смелые утверждения, Дэрроу производит впечатление либерала-пенсионера, но приятно, когда авторский голос не заглушается ради исключительно абстрактного мордобоя.

My Favorite Thing is Monsters / Эмиль Феррис

mfm mfm2

Саша вам все уже сказала, слушайте её!

Но вообще да, это самый крутой дебют за очень долгое время, огромный кирпич, будто бы найденный на чердаке затворницы, но чудесным образом выпущенный при её жизни. А еще будет такое же продолжение! Новейший образец для подражания всем пишущим и рисующим в стол — дерзайте и спасайте эти долбаные комиксы от неискренности и коньюктуры.

КЕЙПЫ:

Стиву Дитко 90 лет!

Стиву Дитко 90 лет!

U.S. Avengers и Ultimates2 / Эл Юинг, Пако Медина, Трэвел Форман, Од Кук

usa1 uss

В очень проблемный год для Марвела (YIKES), выпускник 2000AD и просто исполнительный сценарист Эл Юинг изо всех сил пытался сделать что-то хорошее в своих нефлагманских сериях.

U.S. Avengers очень приятно напомнил о сериях десятилетней давности, типа Thunderbolts Джеффа Паркера/Кева Уолкера или Green Lantern Corps Питера Томаси/Патрика Глисона — фановый комикс про разношерстную группу героев Б-класса с хорошим юмором и короткими сюжетами.

Ultimates2 же воплотил обещание комикса про вселенские разборки, где сборная героев земли висит в космосе, пока друг в друга кидаются планетами Солярный Галактус и Селестиалы. Трэвел Форман не только обеспечил масштаб, но и посыпал все это дело своей странной жутью, что позволило избежать прямого копирования Кирби и Старлина.

Юмор, дружба и космический эпик — краеугольные камни марвеловских историй, перемолотые в серую массу диснеевских фильмов — в руках Юинга и его партнеров стали прекрасным материалом для историй, которыми Марвел, должен по идее, наполнять прилавки, но увы, и эти серии оказались невостребованными

Shade: The Changing Girl / Сесиль Кастелуччи, Марли Заркоун

shade shade2

Сюрприз от псевдо-Вертиго импринта Джерарда Уэя — очень любопытное и оригинальное переосмысление Шейда Питера Миллигана и Криса Бачало (в свою очередь, вертиго-римейк персонажа Дитко). Инопланетная птица-говорун на космических волнах безумия завладевает телом мерзкой старшеклассницы… и оказывается гораздо более хорошим пилотом для её тела. Авторки не так злоупотребляют HOW DO YOU DO FELLOW KIDS-мотивами, как это делает Уэй или многие бородатые авторы подростковой драмы, и у них получается очень приятная серия, полная оригинальных, хорошо выписанных персонажей. Не забывают они и про обязательных для бренда психодел-мотивах

Black Bolt / Саладин Ахмед, Кристиан Уорд, Фрейзер Ирвинг

bb bb2

Хочется верить, что прошлогодний суперхит Vision запустит подобную Hawkeye волну — с амбициозными самокопаниями недооцененных героев вместо будничного смешного безделья… недооцененных героев. Black Bolt может стать первой ласточкой: это серия про одного из лучших персонажей Джека Кирби, чье действие большую часть года происходило в сюрреалистичной тюрьме. Король Нелюдей в заточении и его друзья по несчастью (в том числе МВП серии — Абсорбер) блуждают по интерьерам будто бы из игр от Supergiant (Transistor, Pyre) и не столько дерутся с монстрами-тюремщиками, сколько со своими комплексами. Комплексами принимающими физическую форму — комиксы же!

Пока сценарист Ахмед отрабатывает неглупые гуманистические темы, на качественно новый уровень комикс выводят художники: Уорд и Ирвинг транслируют в рисунке наследие Филиппа Друйе и Ричарда Корбена соответственно — мы же все любим Metal Hurlant издалека? И хоть оба не новички, и давно отмечаются на разных марвеловских тайтлах (у Ирвинга есть оч клевый Silent War про Нелюдей), именно на таком очень фантастичном, очень Кирби-вдохновленном комиксе они более чем к месту.