Number Ones 002

THERE IS NO CORPSE

   На этот раз маленький Number Ones – за неимением большого числа дебютов. Зато уже скоро очередная инициатива Marvel по перенумерации серий и перетасовке авторов – как обычно, среди них есть несколько относительно перспективных серий, с которыми можно и ознакомиться. Ну а пока – новые комиксы Гранта Моррисона и Брайана Бендиса.

Happy! #1 / Грант Моррисон, Дэрик Робертсон // Image

   Увы, но Грант Моррисон вошел в стадию карьеры, когда безопаснее всего не набирать ожидания к каждому его комиксу. Я уверен в том, что в нем есть еще десяток роскошных произведений калибра Filth и Seaguy, но длительное нахождение в корпоративной зоне комфорта избаловало его сверх всякой меры, устранив материальную необходимость в создании чего-то, что могло бы украсить библиографию. (По крайней мере, Joe the Barbarian запустил вверх карьеру Шона Мерфи, у которого сейчас все хорошо).

  В новом комиксе шотландского рок-волшебника Happy!, выпущенном за пределами несупергеройских резерваций Большой Двойки, крутой киллер Ник Сакс под Рождество успешно ликвидирует банду братьев Фрателли, и поневоле становится последним хранителем их тайны, заодно попадая в больницу. Сокровище через Ника хотят заполучить как мафиози, так и полицейские, жаждущие пополнить городскую казну. Вдобавок ко всему, к наморфиненному киллеру прилетает маленький синий единорожек, который просит его помочь похищенной девочке — выбрав меньшее из зол, Сакс следует за лошадкой.

gaze into the abyss

  От Happy! веет душком Марка Миллара и сорняков нового Image Comics – это комикс как муви-питч, с сознательным прицелом на имитацию популярных фильмов для того, чтобы впечатлить продюсеров. С другой стороны, это всего лишь первый выпуск и есть какая-то вероятность того, что через пару месяцев сюжет наберет скорость, прорвет все «четвертые стены», и устремится в прекрасное сюрреальное далеко. Благо голливудские нравоучения про дух рождества – это не по профилю даже сверхкорпоративного Моззера. А пока имеем что имеем – Моррисон пытается дать свое видение жанра «смешной криминал» (как любят писать российские телегиды, «черная комедия»), aka упражнение по мотивам «Криминального Чтива» или «В Брюгге», или, если не увлекаться заходами за пределы медиума, комиксов Гарта Энниса. В этом особо нет ничего преступного – даже Алан Мур в свое время хотел написать что-то на волне успеха Квентина Тарантино (если верить видевшему тот питч Робу Лайфелду) – да и полезно хотя бы на позднем этапе карьеры заглянуть в другие жанры помимо квазимагической попфилософской экшен-фантастики. Жанровые механизмы Моррисон перенимает достаточно профессионально, изобретательно и в ровном темпе подавая киллерский процесс, без банальных перестрелок под копирку. Не рассказывая всего: в операции участвуют мужчина в костюме таракана и обслуживающая его проститутка.

ho ho ho

  Само собой, после восьми лет беспробудных PG-13 Бэтменов, у Моррисона прорвало какую-то трубу терпимости, и все персонажи комикса в итоге разговаривают матом. Всякие догшит джоны, у которых мозги все еще забиты супергероями, начали бить тревогу и искать в Happy! очередную реакцию на то, что комиксы стали слишком жестокими, но такие мыслительные процессы ведут разве что к паранойе. Это криминальный комикс, в них должно быть три миллиона «факов» в диалогах упырей, но ни одного из них – про нынешнее состояние больной индустрии в пределах одного очень больного жанра, мечущегося между ностальгией и релевантностью. Моррисон не строчет протестное письмо в адрес хулиганов, пишущих на заборе гадости про иксменов, а просто играет по заданным правилам, намалевывая контраст между мачо-криминальной реальностью комикса и сахариновым оптимизмом счастливого конька.

   Сравнения с Гартом Эннисом вызывает еще и участие его соавтора по Boys Дэррика Робертсона. Работающего в полную силу Робертсона никто не видел с выхода ван-шота про Конана-Варвара Weight of the Crown, отчего его встреча с ним в Happy! кажется чуть ли не более приятной, чем с вернувшемся к авторским комиксам Моррисоном. Наконец-то, после стольких лет ураганного графика и издевательств колористов из Dynamite, он может рисовать в свое удовольствие, на том же отличном уровне проработки, что он показывал в Transmetropolitan. Разумеется, он разошелся и на волшебной лошадке, нарисовав её в полном соответствии с представлениями взрослых серьезных людей о мягких игрушках и мультяшных персонажах – это никак не вписывающееся в реальность (но тем не менее пугающе реальное) нечто с гигантскими глазами, одним своим видом выводящее из себя. В этом плане Робертсон задает контраст даже лучше сценариста: чувствуется праведный гнев человека, насмотревшегося на компьютерные мультфильмы последних десяти лет.

Daredevil: End of Days #1 / Брайан Майкл Бендис, Дэвид Мэк, Клаус Янсон, Билл Синкевич // Marvel

   Вы же не верили, что это выйдет? Деловой человек Брайан Бендис настолько заработался, что ни на какие проекты для души у него времени не хватает – Мстители тут, дети-герои там, вечный Человек-Паук. Но что-то произошло последнее время: в унисон тому, что ряд больших авторов убавили энтузиазм по работе над флагманскими сериями, Бендис отстранился от Мстителей и объявил о том, что его долгожданное возвращение к Сорвиголове состоится. Обещание, как ни странно, было выполнено.

ouch

   В результате очередной драки с Буллзаем, Дэрдэвил неожиданно гибнет на глазах жителей охраняемого им района, и журналист Бен Урих, давно связанный с ним, самостоятельно начинает ленивое расследование в обстановке утраты какого-либо авторитета супергероев среди населения. Daredevil под Бендисом это была серия, не только эксплуатировавшая клиффхангеры, но и наполненная смелыми сюжетными ходами, не позволявшими никакой стагнации. Некогда единичные ситуации кризиса для конкретного супергероя сменились на безостановочную стресс-машину, выжимающую главного героя досуха. Бендис изменился – стал самым конъюктурным и предсказуемым автором мейнстримной супергероики, — но некоторые принципы со своего знаменитого рана сохранил. Помимо очевидного поворота со смертью Дэрдэвила в первом выпуске есть животно мощный, несколько шокирующий (или просто удивляющий) флэшбек про его последнее столкновение с Кингпином – скоростная сцена, в которой под карандашом Клауса Янсона двое скачут и бьют друг друга в мясо. Для большинства работ Бендиса характерно полное отсутствие сентиментальности (что во многом обьясняет его неприятие фанбойскими кругами), это же ярко проявляется и в End of Days, поэтому трудно сравнивать этот комикс с абсолютным королем историй про героев на закате карьеры Dark Knight Returns. Последний все-таки исходил из ностальгии и попытке взрослеющего автора изобразить героя детства в современном мрачном контексте, а здесь это больше похоже на вскрытие человеком, разумно сохраняющим дистанцию от чувств. Циничный автор Powers reporting for duty.

   К сожалению, с нами и Дэвид Мэк — его влияние я пока особо не вижу, но, вспоминая его попытки писать Дэрдэвила, думаю, что можно смело показывать на него пальцем, если случится что-то очень глупое. Ветераны же комикса Янсон и Синкевич тут напротив, дорогие гости, хотя их грязное единство (Синкевич который год подряд только инкерит других, грустно, но что есть) распугает очень многих, в том числе и привыкших к чистому, математически аккуратному рисунку в нынешнем онгоинге. Янсон в ветеранском статусе зажигает так же, как и 30 лет назад (и как 10 лет назад в Death and Maidens!), жадно разрисовывая каждый уголок и запуская персонажей в мощные и даже визуально громкие поединки.

   Единственный, вроде бы странный недостаток — нет ощущения современной классики, что должно исходить от амбициозного комикса (а все намекало именно на такой). Похоже, что даже делая сейчас хорошие вещи через силу, у многих авторов просто нет возможности достать из себя хотя бы один последний вполовину мастерпис.