Spy or Spy

 Несмотря на то, что в новой волне Image каждый павлинится как может и пытается оккупировать свою мини-жанровую нишу, без тематических пересечений не обошлось. И новый проект Эда Брубейкера со Стивом Эптингом Velvet, и первый онгоинг Алеша Кота Zero это комиксы про шпионов — с полным набором из двойных агентов, гнилых начальников и сорванных операций. И почему-то от одного совпадения в жанре мне хочется столкнуть этих двоих лбами. Да, я принципиально перестал писать глум про хреновые комиксы, но жажда крови осталась, и утолить её сможет только бессмысленное состязание под грозовым куполом. VELVET ПРОТИВ ZERO — ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВСЕ.

Послужной список. Эд Брубейкер очень любит прозу про мужчин и женщин с пистолетами, очень. Но волей законов индустрии, к чистому шпионскому комиксу его за всю продолжительную карьеру не подпустили. Однако же, Sleeper и Captain America, даже будучи гибридами супергероики и спай-фикшена (с Капитаном блин Америкой!), настолько хороши, что выиграют любую дуэль с «чистокровными» поделками. Стив Эптинг в свое время как раз обеспечил то, чтобы Капитана Америку Брубейкера воспринимали серьезно; в заданной им стилистике Арним Золя и другие дикости эпохи развитого кирбиреализма не отвлекали от карусели перестрелок. Наш любимец Алеш Кот в противовес заслуженным артистам — все еще новичок с горящими глазами, но с сопоставимо большой любовью к жанру и более цепким взглядом на злободневные вещи. Рисуют его комикс такие же молодые и дерзкие художники, сменяющие друг друга каждый выпуск. Из числа отметившихся в первых четырех эпизодах: его коллега по Change Морган Джески и сверхновая звезда Трэдд Мур, к которому у всех нежнейшие чувства за гранд-гиньоль дилогию про Лютера Строуда.

Резидент. Шпионит в Zero шокирующе непримечательный Эдвард Зеро — белый, коротко стриженый мужчина в расцвете сил. Мистер дженерик с животным напором Дэниэла Крэйга и тягостной интроспекцией Патрика Макгуэна. Из Зеро с детства выращивали идеального киллера на строгой диете из Call of Duty и зарезанных собственными руками цыплят —  столь напряженное воспитание и череда неудачных случаев во время операций закладывают в суперспая сомнения по поводу своего предназначения и он настраивается на ренегатский путь Джейсона Борна. Так же разделяющая название своего комикса Вельвет Темплтон, напротив, не оспаривает приказы начальства и политику Её Величества, но попадает в список на ликвидацию как подозреваемая в убийстве эрзац-Джеймсбонда и отправляется в бунтарские приключения. К счастью для нее, статус секретарши Мисс Манипенни это прикрытие, и в действительности она оперативник с двадцатилетним стажем.  В отличие от Зеро, визуальный образ Вельвет не назовешь банальным; бог с ней, с седой прядью, такие штуки рисуют всем, вот застывшие в дуге перманентного презрения брови — это наш джем.

Оба комикса тут я вижу как прогрессивные отражения консервативного «Скайфолла», определившего, с позволения публики, идейный курс на обозримое будущее главного шпионского сериала: политика отечества не может быть неправильной, а место женщины — на ресепшоне возле вешалки. В голове Эдварда Зеро нет иллюзий по поводу флага, под которым он выступает — он существует в рациональном мире мишеней без звезд, полосок или белых орлов, и аполитичные абстракции этого мира под напором моральной правды сюжетом ломаются гораздо проще. Что же касается Вельвет, то она, гм, женщина — сорокалетний профессионал, которая не чурается  частых неуставных отношений и косяков после вечеринок — непредсказуемый человек, а не манекен в углу и не робот с фабрики Грега Ракки. Но, пока что, от какой-нибудь Солт её отделяют только брови.

Defcon 1964. Эд Брубейкер посчитал, что романам ЛеКарре про Смайли не хватало экшена — или что Джеймсу Бонду нужны кабинетные интриги? В любом случае, он сделал из Velvet демонстративное ретро про шпионство в 70-е, на радость ценителю исторических стрижек Эптингу. Как Брубейкер сам сказал в интервью — для работы с олдскульным саспенсом, без сотовых телефонов и GPS. Алеш Кот и друзья, в свою очередь, крепко обнимают зубастое цифровое настоящее, и меняют  винилы Джона Барри на стриминг нового альбома Death Grips. Zero происходит в недалеком будущем (хотя цифра 2019 все еще кажется невероятной), где Израиль и Палестина стравливают своих суперсолдат, а террористы проводят краудфандинг-вечеринки на предмет продажи телепортов. Те, кто читают Алеша в соцсетях знают, насколько он любит рыбачить в медийном цайтгейсте, и это неизбежно проникает в его комиксы — Уоррен Эллис горел на таких вещах очень часто («комикс о том, что братишки прислали вчера по электронке»), но в случае Кота, это всего лишь еще одна сторона его открытости. Чувак серьезно вкладывается в свои комиксы про шпионов, делится цитатами из Кормака Маккарти и ссылками на Death Grips на задних обложках, пытается сделать каждый выпуск депешей из своего насыщенного сегодня. Ловите момент, пока он не проебал энтузиазм от работы на Марвел.

Clear and Present. Стив Эптинг не из тех, кто склонен к халтуре, поэтому он и выпал в определенный момент с Captain America, оставив других на растерзание самым чудовищным колористом современности Фрэнком Д’Арматой. Однако, в последние год-два эпопеи за спасение лица серии взялась Элизабет Брейсвейзер, которая великолепно красила Бутча Гайса искрящим контрастов холодных и теплых цветов с вкраплениями симпатичных фильтров. Здесь она ничего радикального с рисунком Эптинга не делает, однако ночные огни её работы, как говорится, a sight to behold. Подход к рисунку в Zero, конечно, на два порядка моднее. Эстафета художников делает каждый выпуск мини-фильмом, который не может не удивить — ребята рисуют далеко не в одном стиле, и друг на друга не похожи. Такой формат успешно обкатал Уоррен Эллис в Global Frequency и Secret Avengers, однако мало кто отважился взять его с тех пор на вооружение. Может быть, у сценаристов мало друзей? Хайлайт после четырех выпусков здесь определенно Трэдд Мур с его эстетикой  кровавого, сверхдинамичного мультфильма. Сквозь которую, тем нее менее, просвечивает выверенная утонченность кривых линий, которые для него — основной стройматериал.

Ultimatum. Победителя не будет, ну что вы в самом деле. Война это плохо, конфликт никуда не ведет, и вообще — четыре номера Зеро против всего двух выпусков Вельвет в 2013-м. Однако же, в Zero я уверен больше, эмоционально мощные третий и четвертый эпизоды крепко утвердили серию и теперь это один из моих любимых онгоингов на сегодняшний день. Что до Velvet… Брубейкера всегда надо было читать пачками, и сейчас это правило нет смысла нарушать — до Fatale я все еще не добрался, но вокруг люди говорят, что удивительные вещи там происходят. Может быть и Velvet туда выйдет, а нет — так будет просто заменитель Капитана Америки пятилетней давности с клевыми бровями.