Три вещи из ушедшего 2017 года в комиксах, которые никуда не ушли и уйдут не скоро

 

Как и не уйдет потребность закрывать год в комикс-блогах регулярным трендспоттингом. Даже через месяц после его завершения. Потому что ничто и никогда не происходит в январе.

Харассмент

Весь 2017 в поп-культуре был полон историй о том, как кино-индустрия на всех своих уровнях “оказалась” пронизана домогательствами и изнасилованиями. Вполне закономерно, что крестовый поход журналистики против условной (хотя и конкретной тоже) фигуры всесильно похотливого папика-продюсера никак не мог обойти и комикс-индустрию, нищего младшего брата Голливуда, живущего в кладовке и ходящего в лоток.

PervNation

Комиксы в Северной Америке всегда были креативной обочиной, пристанищем фриков и гиков от искусства. А к концу двадцатого века комиксный мейнстрим и вовсе превратился в закостенелый институт, в котором гики-авторы создавали продукт для гиков-читателей через посредничество гиков-редакторов и гиков-ритейлеров, плоть от плоти своей аудитории. И если какая-то категория мужского населения наиболее проблематично переживает вопросы отношения полов, то это как раз те самые гики, составлявшие подавляющее большинство работников индустрии. И частью этой проблемы была в том числе царящая в комикс-компаниях атмосфера, что очень редко выносилось на публику. Комикс-журналисты были готовы бесконечно обсуждать изнасилование Мисс Марвел и трупы девушек Зеленого Фонаря в холодильнике, но не факт того, например, что архитектором современного издательства DC был серийный “Харви Уайнстин” от комиксов Джулиус Шварц, и то, как это издательство систематически игнорировало жалобы на сексуальные домогательства работавших в нем женщин-редакторов. Более того, умалчивание этого было частью корпоративного этикета. Даже в 2012 году, когда прогремел скандал вокруг исполнительного редактора Эдди Берганзы, решением проблемы со стороны ДиСи стало не его увольнение, а запрет женщинам работать над курируемыми им тайтлами. Это стало самым комично комиксным событием в истории индустрии 2010-ых годов.

И только в ноябре прошлого года, после серии статей на Buzzfeed, открывших новые подробности о злоключениях Берганзы в отношении коллег, о которых в ДиСи прекрасно знали, после того, как он засветился на обложке New York Daily News, ему было указано на дверь. Если бы не такое внимание со стороны мейнстримовых СМИ, ничего бы этого не произошло. Потому что офис Берганзы всегда выпускал хорошо продаваемые тайтлы без каких-либо задержек. Очевидно, что для значительного числа комикс-профессионалов такие вещи гораздо важнее каких-либо морально этических норм. И относится это не только к ДиСи —  буквально через считанные дни после увольнения Берганзы в Марвел посчитали приемлемым назначение на должность вице-президента так же известного скандалами на почве домогательств основателя iFanboy Рона Ричардса. О, Марвел.

Абсолютное состояние Марвел в прошлом году

Если бы мне довелось подводить итоги 2015 года, одним из самых важных пунктов была бы трагикомическая ситуация, в которой оказалось одно из крупнейших комикс-издательств Северной Америки, стоявшее на грани репутационной и финансовой катастрофы. И это было не издательство Марвел. Переехав из Нью-Йорка в Калифорнию, ДиСи растеряло львиную долю редакторов и маркетологов, запустило провальнейшую линейку DC You, умудрилось отчудить всех возможных ритейлеров. И все это при том, что это был далеко не первый год глупых ошибок для компании. История закончилась титанической работой над ошибками, принятием отчаянных решений —  от запуска двухнедельных серий до запрета авторам обсуждать свои комиксы в соцсетях. С сиквелом Вочменов (ааааааааа) где-то посердине. Правильно это все было или нет, в любом случае ДиСи сейчас находится в несравненно лучшей форме, нежели пару лет тому назад. Чего не скажешь о лежащей в собственной отрыжке фирме Марвел.

gay iceman

В 2017 году у Марвел вообще все пошло не так. Модель с супер-кроссоверами и глобальными перезапусками, которая двигала продажи на протяжении десяти лет окончательно выдохлась —  Secret Empire оказалась не в состоянии составить конкуренцию даже регулярным онгоингам про Бэтмена и Флэша. Безупречный пиар (в отличие от ДиСи, в Марвел годами умудрялись не выносить сор из избы — ни один крупный автор не порывал сотрудничество с компанией со скандалом) и доверительные отношения с ритейлом (что всегда выгодно выделяло Марвел на фоне главного конкурента) превратились в ночной кошмар. Ускользнувшая со встречи ритейлеров в прессу цитата руководителя продаж Дэвида Гэбриела о том, что комиксы о женщинах и меньшинствах, которые продвигались компанией на протяжении последних лет, отвернули читателей, стала символом важнейшей проблемы современного комикс-мейнстрима — абсолютного нежелания понимать реальные причины кризиса. Сидя на невообразимо раздутой куче тайтлов, с неизбежно падающим уровнем материала, проигрывая гонку за авторские таланты, продавая аудитории под видом свежего старта дважды заваренные чайные пакетики из комиксов, Марвел дала невероятный повод свести ее обсуждение к чистой политике. В 2017 году половая принадлежность Тора и цвет кожи Капитана Америки стали важны как для ангажированных журналистов крупных СМИ, так и для комнатных борцов с феминизмом с ютьюба. Даже для отдельных неугомонных ритейлеров на встречах с издательством ориентация Айсмена стала куда более тревожным вопросом, нежели те кабальные условия распространения альтернативных обложек, которые Марвел впаривали магазинам на протяжении года.

akira yoshida

Кадр из графического романа Акиры Ёсиды «Электра: Рука»

Удивительнейшим образом шитсторм невиданных размеров стал выгоден в первую очередь для человека, который его и поднял. Дэвид Гэбриел получил повод избавиться от своего главного оппонента в руководстве издательства — Акселя Алонсо, важнейшей фигуры, стовяшей за новыми “персонажами-меньшинствами” в линейке. Сменивший Алонсо на посту главреда плюшевый Си Би Себулски стал бы абсолютно идеальным временщиком, от которого не зависело бы ничего (кроме портала Bleeding Cool, принадлежащего его близкому другу Ричу Джонстону) в имидже и политике «Дома идей». Но даже это техническое назначение стало скандальным, потому что новый главред Марвел оказался аферистом, запятнанным себя на заре карьеры присваиванием гонораров выдуманного им же японского сценариста по имени Годжира Куросава Судоку Банзаи Акира Ёсида. А чтобы никто не отвлекался и не забывал предыдущие скандалы, коллективный Такеши Кобаяши издательства своей безжалостной катаной зарубил десяток серий практически в канун Рождества. В первую очередь оставшиеся в наследие от Алонсо “diversity” комиксы.

И весь этот медиа-цирк — лишь вершина айсберга, который может пошатнуть экономику комиксов. Потому что реальные проблемы скрываются гораздо глубже.

Начало конца директ-маркета (?)

Гики-ритейлеры, продающие комиксы гиков-авторов гикам-читателям — это ни в коем случае не преувеличение, а реальная бизнес-модель “директ-маркета”, благодаря которой комиксы в США существуют на протяжении нескольких десятков лет. Бывшие фанаты-энтузиасты, которые начали безвозвратно скупать журналы комиксов, начиная с 70-ых годов, и открывать под это многочисленные специализированные магазины, в свое время спасли комиксы в том виде, в котором они дотянули до наших дней. Никто другой не был бы в состоянии продавать запутанные кейп-саги, кроме бородатых фанатов, любящих свое дело, потому что они знают, кому и как они должны это продавать. Именно это позволило комиксам пережить тотальный кризис периодики в 21 веке, и именно это является основной причиной, по которой крупные комикс-издатели стараются публиковать из года в год одно и то же. Именно по этой причине в ситуации, при которой читатели перестают покупать одно и то же, владельцы магазинов комиксов могут только разводить руками, потому что им никогда не требовалось продавать что-то новое для того, чтобы оставаться на плаву. Ситуация только усугубляется тем, что американские миллениалы банально не выработали привычку ходить в эти самые магазины по средам.

Любой кризис Марвел или ДиСи отражается на продажах комиксов в целом и финансовой стабильности тех, кто эти комиксы продает. Когда у хардкорной кейп-аудитории, покупающей синглы не остается поводов навещать свой любимый комикшоп, владельцам этих комикшопам остается нечем платить по счетам. В прошлом году кризис Марвел в общем и целом стоил падения продаж комиксов на 10% и закрытием нескольких десятков точек по всей Америке, и это при стабильном росте в предыдущие несколько лет. И если одно из двух крупных супергеройских издательств, рано или поздно, рухнет, с ним рухнет и вся система распространения комикс-журналов. Главным рынком продаж комиксов станут книжные магазины, продающие исключительно графические романы. А онлайн-продажи, особенно по мере переобувания веб-комиксов в анлимитед подписки на манер Spotify, уж точно не будут в состоянии поддерживать те самые существующие сейчас десятки тайтлов, которые всегда продавались преимущественно вручную.

Это особенно важно для большой двойки, поскольку независимые издательства давно живут продажами именно что книжек. И если тот относительный баланс, в котором находились продажи синглов до сих пор, будет нарушен, рынок существенно изменится. Марвел и Диси — это маленькие подразделения крупных корпораций, и вполне вероятно, что самым оптимальным решением проблемы их прибыльности станет фактическое сокращение регулярных периодических серий. И вопрос здесь лишь в том, как скоро это случится. Хотелось бы верить, что скорее, чем V из V for Vendetta вступит в Лигу Справедливости.

UP NEXT: 2018 год