9 самых важных комиксов весны 2018

 

В алфавитном порядке. Потому что ранжировать листикл из комиксов, которые еще не вышли, было бы как-то слишком, ок.

All the Answers
Автор: Michael Kupperman
Издательство: Gallery Books
Релиз: май 2018

В 2012 году в свет вышел последний выпуск Tales Designed to Thrizzle, авторской антологии Майкла Каппермана, возможно самого узнаваемого юмориста от комиксов этого столетия. Выходившим почти два десятка лет историям о секс-дырах и секс-дирижаблях, захватывающих приключениях Змеи (ssss) и Бекона (you can put him in a sandwich), тим-апах Эйнштейна и Марка Твена, и о том, как Пабло Пикассо в припадке гнева готов разорвать все на свете into leetle cubes подошел конец. Для Каппермана это была подготовка к новому шагу в карьере — вместе с Дэвидом Рисом и Лизой Ханауолт он должен был перезапустить комикс-рубрику Week in Review в New York Daily News для нового поколения читателей. Однако, при всей престижности этой задачи, для трио картунистов проект оказался настоящим ночным кошмаром. К концу 2014 какое-либо сотрудничество с изданием было скандально оборвано, и все три автора разбежались кто куда: у Риса было свое шоу на National Geographic, у Ханауолт был BoJack Horseman, Капперман же решил вернуться обратно в старое доброе комикс-гетто.

Выходящая в этом году книжка Каппермана открывает его с новой стороны. Для него это первый серьезный комикс и первый полноценный графический роман. И посвящен он, не много не мало, его родному отцу, который в 40-50-х годах был звездой радиовикторин (постепенно перетекавших в телевикторины), в их золотой век, закончившийся серией коррупционных скандалов, прогремевших на всю Америку (об этом был фильм Рэдфорда Quiz Show, например). И поскольку общество и культура той эпохи всегда служили главным источником вдохновения для МК, крайне любопытно, что ему есть сказать о ней в новом ключе, а не через привычную призму сатиры и абсурда.

Flayed Corpse and Other Stories
Автор: Josh Simmons (and frens :D)
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: март 2018

Мы все можем быть уверены в том, что главный хоррор-картунист последних десяти лет Джош Симмонс пишет комиксы каждый божий месяц (как минимум по одной странице Jessica Farm, работу над которой он обещает не бросать, пока этих страниц не наберется шестьсот), однако издает их он далеко не каждый год. Что при его переполненном тенями и штриховкой стиле картунинга вполне предсказуемо. Поэтому любой релиз Симмонса всегда важен. Это не всегда что-то большое и оригинальное, как Black River или House, но всегда что-то интересное, даже если это сборник ранее издававшихся коротких историй, вроде Furry Trap. Flayed Corpse — это как раз второй случай. Под одной обложкой в сборник включено более двух десятков работ Симмонса из антологий и мини-комиксов 2010-х годов, не только сольных но и совместных (здесь есть и Джеймс Ромбергер, и Эрик Рейнолдс, и даже небольшой пин-ап от Андерса Нильсена). Комиксы в этом сборнике, в общем и целом, не настолько циничные и эпатажные как в Furry Trap, но это все тот же очаровательно омерзительный Симмонс.

Mudbite
Автор: Dave Cooper
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: март 2018

В комиксах есть целый пласт авторов, вдохновением для которых всегда служила олдскульная довоенная анимация, как правило недиснеевская анимация, в первую очередь в духе студии Флейшеров. Анимация эпохи, которая в плане отточенности мастерства была на голову выше всего что последовало в послевоенные десятилетия, стиль которой обладал немного странной и немного пугающей притягательностью. Разные картунисты делали с ее эстетикой очень разные, но очень интересные вещи — это и Ким Дайтч, и Джим Вудринг, и Эл Коламбия. Особенно интересным в их числе был Дейв Купер, который пропустил эту стилистику через жирный-жирный слой влияния Роберта Крамба. В 90-е он сумел добиться даже большего признания, чем вышеперечисленные звезды андеграунда, и в конечном итоге оставил комикс-ремесло в прошлом, с головой окунувшись в анимацию и работу на художественные галереи. В частности последние его комиксы — Pip & Norton, которых он писал совместно с Гэвином Макиннесом (тем самым, да, когда он был немного другим) и уберкрамбовскй Ripple, закончились более пятнадцати лет тому назад.

В 2018 же году Купер — возможно самый значимый комикс-камбэк. Его книжка Mudbite — графический роман, состоящий из двух новых историй (Mud River и Bug Bite) о старом персонаже Эдди Тэйбле — выглядит очень круто и вполне себе в узнаваемом стиле, хотя и в более взрослом, похожем на поздние куперовские картины и скетчи. Что вселяет оптимизм и надежду не только по его поводу, но и по поводу того, что когда-нибудь в комиксы вернется и Эл Коламбия.

The New World: Comics from Mauretania
Автор: Chris Reynolds (edited & designed by Seth)
Издательство: New York Review Comics
Релиз: апрель 2018

В начале 90-х в своем первом большом графромане It’s a Good Life, If You Don’t Weaken, выходившем на страницах Palookaville, Сет (как персонаж) пытался угнаться за вымышленным канадским картунистом, который канул в безызвестность десятилетия назад, по крупицам собирая детали его биографии и остатки его стрипов. Та история закончилась довольно пессимистично, как и подобает классической сетовской истории, оставив наследие талантливого автора в эпохе, которая ушла навсегда. Однако в то же самое время в реальной жизни Сета была очень похожая обсессия — он был увлечен комиксами Криса Рейнолдса, незаслуженно забытого представителя британского самиздата 80-х. Его сборник The New World — плод той самой многолетней обсессии.

Сам Рейнолдс вышел из той же самой “стрипзин” сцены, что и Эдди Кэмбелл, Пол Грист, Райан Хьюз, вращавшейся вокруг журнала Escape. Помимо публикации в том журнале, у него свой собственный самиздат-тайтл Mauretania Comics, рассказывавший о постапокалиптическом будущем вселенной Моретании, в котором человечество оказалось порабощено пришельцами. В центре сюжета был персонаж в скафандре по прозвищу Монитор, личность которого была сплошной загадкой, как собственно и весь сеттинг моретанской вселенной. Эти комиксы не были классической фантастикой, это были приземленные и минималистичные арт-комиксы, которые во многом походили на самые ранние выпуски Love & Rockets. Однако успеха и признания своему автору они не принесли. Рейнолдс выбился из творческой колеи после полутора десятка выпусков и одного графического романа на рубеже 90-х. В 2005 году Сет пробудил интерес к его работам статьей в Comics Journal, а уже этой весной его усилиями, при поддержке комиксного импринта NY Review of Books, широкая публика наконец-то получит возможность в полном объеме погрузиться в мир одного из самых недооцененных картунистов последних 30 лет.

Rock Steady: Brilliant Advice From My Bipolar Life
Автор: Ellen Forney
Издательство: Fantagraphics
Релиз: май 2018

В 2012 году Эллен Форни, ранее известная своими ироничным секс-позитивным стрипам, подняла свое творчество на совершенно новый уровень, выпустив в свет (первый для себя) оригинальный графический роман Marbles, который она посвятила своей многолетней борьбе с биполярным расстройством. Он умело сочетал в себе черты и классической автобиографии, и научно-популярного нон-фикшена, и по сути терапийного дневника. Скетчи, гэг-стрипы, лирические отступления, инфографика о лекарствах в Marbles сливались в единое произведение искусства. Национальная библиотека медицины США недавно даже выделила в первую очередь под него отдельную категорию под названием graphic medicine. Очень скоро эта категория пополнится и Rock Steady — не совсем сиквелом, скорее компаньоном к Marbles, в котором Форни попыталась написать комикс в жанре self-help book, опять же на тему жизни с БАР. Маловероятно, что он окажется во многих топах к концу этого года, но как пример того, на что в принципе способен комикс-медиум, это довольно интересная вещь.

Sabrina
Автор: Nick Drnaso
Издательство: Drawn & Quarterly
Релиз: май 2018

Два года назад в своем дебюте Beverly Ник Дрнасо низвел винтажную стилистику ligne claire до таких пределов постного минимализма, что она заиграла совершенно новыми и неожиданными красками. При той вызывающей степени упрощения, отсутствия динамики и экспрессии, которые демонстрировал Дрнасо, ему было бы довольно просто построить выдающуюся карьеру юмориста. Немного пенисов и говорящих животных сделали бы его новым Жоаном Корнейей, любимцем Тамблера и имиджборд. К счастью самого Ника в намного большей степени интересовали темы дружбы, семьи, социализации и отчуждения. И Beverly в этом плане был на удивление пронзительной коллекцией очень и очень грустных историй.

К еще большему счастью Дрнасо возвращается буквально через пару месяцев с Сабриной, своим первым полномасштабным графическим романом (Беверли — это все-таки цикл рассказов), который посвящен семейным трагедиям, теориям заговора, феномену фейк-ньюс. Крис Уэйр уже назвал Сабрину возможно лучшим комиксом в этом году, Зэди Смит — лучшей книгой в любом медиуме о нашей актуальной современности. И в это не очень сложно поверить.

Somnambulance
Автор: Fiona Smyth
Издательство: Koyama Press
Релиз: май 2018

В 90-е годы Фиона Смит была одной из самых заметных картунисток-феминисток альтернативной сцены Северной Америки. Но в отличие от своих коллег, таких как Эллен Форни (см. выше), Дейм Дарси или Жюли Дюсе, Смит ушла из комиксов уже к началу 2000-ых годов, сосредоточившись на своих выставках для галерей Нью-Йорка и Торонто, а также преподавательской деятельности. Возможно самым успешным из ее последовавших проектов стала работа над иллюстрированными гендер-нейтральными книжками о половом просвещении для детей и подростков Sex Is a Funny Word и What Makes a Baby.

В этом году Koyama решила отдать должное комиксному багажу художницы и издать всеобъемлющее собрание ее стрипов начиная с середины 80-ых годов. Это сборник довольно специфичных комиксов (что вообще не удивительно для ее поколения картунистов), пронизанных грязным сюрреалистическим стилем Фионы, темами феминизма и постгендерного футуризма, которые были характерны для всего ее творчества.

A Western World
Автор: Michael DeForge
Издательство: Koyama Press
Релиз: май 2018

По сравнению с 2011 годом, когда мы (тогда еще на каком-то другом сайте) начинали форсить Дефорджа в России как будущее комиксов, его работы стали несравненно более доступными для рядового читателя. Крупные текущие проекты сейчас несложно найти онлайн — Brat публикуется через Пэйтреон, Leaving Richard’s Valley — через Инстаграм, прошлогодняя Sticks Angelica изначально выходила через Тамблер. А благодаря Кояме весь его смол-пресс и самиздат, не считая самых ранних вещей (которых Майк стесняется), можно раздобыть в очень симпатичных сборниках. Уже четвертым по счету из них (после Very Casual, A Body Beneath и Dressing) станет A Western World, включающий комиксы вышедшие с момента публикации Dressing в 2015, в том числе из самого последнего выпуска Lose.

И при всей крутости “лонг-плеев” Дефорджа, вышедших за последние несколько лет (см. First Year Healthy, Big Kids, Sticks Angelica), именно в таких сборниках как этот его можно оценить в самых ярких и экспериментальных проявлениях. Возможно, это не совсем тот Дефордж, с которого нужно начинать, но безусловно это тот самый Дефордж, которого когда-то давно форсили претенциозные мудаки на каком-то другом сайте.

Young Frances
Автор: Hartley Lin (aka Ethan Rilly)
Издательство: AdHouse Books
Релиз: май 2018

Последняя в алфавитном списке книжка, но, судя по всему, первая по значимости — плод почти десятилетнего труда канадца Итана Рилли над его авторской серией Pope Hats. Рилли как картунист — возможно самый выдающийся и последовательный продолжатель традиции мамблкор-комиксов Честера Брауна, Сета и Эдриана Томине, комиксов о повседневности в нежанре “за жизнь и за душу”. Это очень простые истории о самой обыкновенной молодой юристке Фрэнсис, переживающей самые обыкновенные житейские проблемы — с мотивацией, бессонницей, выпивкой, личной жизнью. Необычен в этих историях талант автора, его живые диалоги и яркий стиль картунинга, которые на протяжении 10-ых годов снискали самородку из Онтарио всеобщую любовь среди критиков.

Однако из года в года у Pope Hats был один очень серьезный недостаток — доступность для широкой аудитории. Довольно сложно добиваться признания, когда тиражи твоих комиксов разбирают преимущественно на конвенциях вроде SPX и Comic Arts Brooklyn. Графроман Young Frances, собравший в себе четыре из пяти (#4 был не про Фрэнсис) выпусков серии, призван это изменить. Это полноценный мейнстирмовый дебют для Рилли, настолько важный, что он решил издать его не под привычным всем псевдонимом-анаграммой, а под своим настоящим именем. Этот год вписывает в иконостас современных инди-картунистов новое имя — Хартли Лин.