9 самых важных комиксов лета 2018

Это девять комиксов лета, которые будут обсуждаться весь этот год, нередко серьезными мейнстримовыми публикациями, критиками в топах конца года, номинироваться на премии и вспоминаться читателями годы спустя. Для чистоты формата, это графические романы, а не периодические серии, потому что самые важные комиксы чаще всего выходят именно в таком виде. Как правило, это не переиздания, хотя бывают и исключения. Для чистоты рубрики, это не рецензии. И, конечно, это комиксы, которые издаются англоязычными авторами на английском языке для англоязычных издательств (американские, канадские, британские) — про французские, японские и другие комикс-сцены, наверняка, подробно пишут другие люди.

The Agency
Автор: Katie Skelly
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: июль 2018

Для Кэти Скелли, автора одного из лучших комиксов 2017-го по версии ninegrid, прошедший год во многих отношениях был кульминационным. За ее творческим ростом, в ходе которого наслаивались влияния олдскульной манги, новой волны французского и итальянского кино, можно было наблюдать в реальном времени — на страницах ее работ, начиная с Nurse Nurse, и в эпизодах ее с Сарой Хоррокс подкаста. My Pretty Vampire, запечатлевший взросление через Бава, Ардженто и, простигосподи, Жана Роллена — ее лучшая и самая нашумевшая пока вещь. А вот книжка этого года — пожалуй, лишь компаньон, издание доступных ранее веб-комиксов, выходящее не самым большим тиражом.

Что, правда, нисколько не умаляет его ценность. В The Agency Кэти, которая, по ее собственному выражению, начала писать комиксы, потому что никто другой не хотел писать новую «Барбареллу», как никогда ранее, напоминает европейский приключенческий артхаус полувековой давности, с кричащей палитрой, ревущими моторами и томными взглядами из-за густого дыма сигарет. Это практически как Ги Пиллар в Les Aventures de Jodelle, только Кэти Скелли.

Coin-Op Comics Anthology: 1997 — 2017
Авторы: Peter & Maria Hoey
Издательство: Top Shelf Productions
Релиз: июнь 2018

У Питера и Марии Хои есть все, чтобы быть узнаваемыми именами в среде арт-комиксов: подшивка работ из авторской серии и антологии Blab!, когда-то одной из самых престижных; не один десяток лет успешной карьеры в коммерческой иллюстрации, в том числе для NYT, Time и Rolling Stone; самое главное — шикарный стиль, одновременно напоминающий и Криса Уэйра, и Сета, и Майкла Каппермана, при этом своим лоском узнаваемо отличающийся от всех из них. Тем не менее, Хои всегда находились на периферии внимания как критиков, так и читателей. Новый 200-страничный кирпичик от Топ-Шелф, полный абсурдистского юмора, любви к классическому кинематографу и легендам джаза, а также eye candy иллюстраций призван эту несправедливость изменить.

Come Again
Автор: Nate Powell
Издательство: Top Shelf Productions
Релиз: июль 2018

За последние пять лет трилогия March сгенерировала настолько много шума в американских СМИ всех уровней, что по сути стала «Маусом» своего поколения — десятилетия спустя она точно так же будет частью многих школьных программ в Америке, чартов продаж и библиотек людей, которые покупают комиксы раз в год. На фоне прошедшего ажиотажа все то, что было с Нейтом Пауэллом до «Марша», может показаться чем-то уже не столь важным. И теперь, десять лет спустя после выхода Swallow Me Whole, Пауэлл уже вряд ли выйдет из тени своих соавторов конгрессмена Джона Льюиса и Эндрю Айдина и станет новым Крейгом Томпсоном, каким его в свое время видели критики. Тем более, что в следующем году начнет выходить уже и новая трилогия Льюиса Run.

И это не обязательно плохо. И не обязательно лишает нас того самого меланхоличного панк-рокера из Арканзаса десятилетней давности. Первый за многие годы сольный релиз Пауэлла прыжком с разбега возвращается в знакомые со времен Sounds of Your Name, Swallow Me Whole и Any Empire темы. Сама фабула комикса, завязанная на жизни коммуны хиппи в глуши плато Озарк, окруженной атмосферой разочарования 70-ых и околоязыческой мистики, звучит как история, которую Нейт Пауэлл хотел рассказать всю жизнь. Не менее интересен и его рост как автора и художника — Come Again, с цветными дуотонами и без узнаваемой сверхплотной штриховки, выглядит как совершенно новая страница в его творчестве. Вполне возможно это именно тот Пауэлл, которого нам обещали когда-то тогда, в далекие 00-ые.

Coyote Doggirl
Автор: Lisa Hanawalt
Издательство: Drawn and Quarterly
Релиз: август 2018

Как аниматору, Лизе Ханауолт совершенно не нужны комиксы. Ни премии от SPX, ни «айснеры», ни шефство над рубриками в NYT, ни их же список бестселлеров. Ничто из этого никогда не будет иметь веса сопоставимого с успехом и признанием широкой публикой «Коня Боджека», а возможно и выходящего в обозримом будущем ее собственного Нетфликс-сериала. Большинство художников в возрасте 35 лет о таких вещах часто даже не мечтает. Комиксы нужны Лизе Ханоуолт как юмористу. Потому что ни один другой вид искусства не в состоянии вместить ее абстрактное чувство юмора. И ни один другой комикс, комедийного содержания не сможет передать те же самые эмоции, что и Hot Dog Taste Test.

А Coyote Doggirl своим существованием должен радовать даже больше, чем предыдущие книги Лизы. Потому что это не просто комиксный скетч / дневник / поток сознания, а целый сюжетный комикс на полторы сотни страниц, которого многие ждали от нее с самого первого выпуска I Want You почти десять лет назад. Что совсем удивительно — это жанровый комикс, это приключенческий комикс-вестерн. Не суть, что бессовестно деконструктивистский, не суть, что про полусобаку-полукойота. Вестерн. И, вполне возможно, что лучший среди вестернов в комиксах 2018 года. И не суть важно, что это не является достижением абсолютно ни в чем. Комиксы — это в принципе не медиум для достижений, это медиум для самовыражения.

Dull Margaret
Авторы: Jim Broadbent & Dix
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: июнь 2018

В комикс-индустрии, как (ммм, например) в виноделии, не редкими бывают «селебрити»-продукты, обложки которых украшают имена не абы каких широко известных в узких кругах комикс-звезд, а настоящих мейнстримовых знаменитостей, решивших выпустить свой собственный комикс, который продавался бы в том числе за счет одного их имени. На этом поприще успели отметиться разные люди — от Джона Клиза и Сэма Джексона до Тайриза и Рашиды Джонс. Чаще всего знаменитости в таких проектах, по большому счету, играют роль авторов идеи и продюсеров, оставляя основной объем работы нанятым профессиональным комикс-сценаристам. В редких случаях знаменитости сами берутся за сценарий, не имея за плечами никакого опыта — так получаются нечитабельные высеры, такие как Warrior Алтимейт Уорриора и Turf Джонатана Росса.

Dull Margaret, комикс самого узнаваемого английского актера второго плана Джима Бродбента, судя по всему относится к последней категории. Конечно, это не классический «селебрити-комикс», так как и сам Бродбент так себе бренд, и сюжет в нем не кажется банальщиной в духе «как норми представляют себе комиксы» — это вольная адаптация картины Питера Брейгеля с отсылками к любимым художникам автора, от Босха до Домье. И Эндрю «Дикс» Диксон — один из самых интересных английских картунистов, редко издающихся в больших комиксах, и львиную долю сторителлинга он взял на себя сам. И издательство не IDW или Boom! Studios совсем. Однако ничего из этого не гарантирует, что один из самых важных комиксов, с одним из самых больших паблисити, этим летом можно будет назвать одним лучших.

Fab 4 Mania
Автор: Carol Tyler
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: июнь 2018

Большую часть своей почти случайной карьеры Кэрол Тайлер находилась в тени своего мужа Джастина Грина, автора Binky Brown Meets the Holy Virgin Mary, довольно долго (примерно до появления Raw и Maus, а то и позже) служившего образцом «серьезных» комиксов андеграунд волны. Не столько потому, что Грин был незабвенным гением своей эпохи — ничем ярким в поздней карьере он так и не отличился, а скорее потому, что большинство ее работ, так или иначе, повествовали о тяжелой судьбе бедной картунистки, вышедшей за бедного картуниста, а в конечном итоге — о жизни брошенной матери-одиночки. Все изменилось за последние десять лет, с выходом автобиографической трилогии Soldier’s Heart, монументальном трибьюте, посвященном Тайлер своей семье и всему поколению американцев, жизнь которых была навсегда изувечена травмой войны.

В новой книге Кэрол Тайлер обращается уже к своему поколению, адаптируя собственный подростковый дневник середины 60-ых, в котором она описывала любовь к «Битлз» и поход на свой первый концерт. И не то, чтобы человечество страдало от нехватки историй о жизни и взрослении бэби-бумеров в кино, комиксах и литературе. Но точка зрения девочки-битломанки, особенно повзрослевшей и настолько талантливой, одной из тех, что были и остаются объектом иронии не одного поколения снобствующих мальчиков-битломанов (или просто сносбвтующих мальчиков), довольно интересна даже спустя почти полвека с последнего совместного публичного выступления ливерпульского квартета.

The Ghost Script
Автор: Jules Feiffer
Издательство: Liveright Publishing
Релиз: июль 2018

Среди можнество картунистов прошлого века Джулс Файфер безусловно был одним из гигантов — в его карьере были и сорокалетний ран стрип Feiffer в Village Voice, и публикации в десятках престижных журналов от «Нью-Йоркера» до «Плейбоя», которые в конечном итоге принесли ему Пулитцеровскую премию. Тем более, что его талант никогда не ограничивался комикс-стрипами: уже в начале 60-ых он, вместе с Джином Дайтчем получил Оскар за анимационную короткометражку Munro, написал десятки пьес и сценариев, в том числе для Carnal Knowledge Майка Николса и адаптацию «Попая» для Роберта Олтмана. Иллюстрации Файфера также стали одной из составляющих успеха The Phantom Tollbooth Нортона Джастера и многих других детских книг. И со всем этим резюме комиксного человека Ренессанса Джулс Файфер, до недавнего времени, не брался ни за один полноценный графический роман. Нуар-трилогия, которую четыре года назад открыл Kill My Mother, а теперь закрывает The Ghost Script, стала для приближающегося к своему девяностолетию автора фактическим дебютом в жанре.

Что символично, в своих, вероятно, самых мейнстримовых комиксах Файфер черпает вдохновение напрямую из истоков собственной карьеры — у Милтона Каниффа, в юности привившего ему любовь к комиксам, и у Уилла Айснера, в студии которого он получил путевку в жизнь. The Ghost Script, последний роман трилогии, возвращается не только к стилистическим корням, но и непосредственно ко временам юности Файфера — в Америку 50-ых на пике маккартизма, в которой закалялся его характер как пламенного сатирика и контр-культурщика, которая как никогда стала близка по духу Америке наших дней.

Little Stranger
Автор: Edie Fake
Издательство: Secret Acres
Релиз: июль 2018

Сборник комиксов из андеграундных зинов, которые квир-картунист(ка)-активист(ка) Эди Фейк, дебютировавший(/ая) годы назад с постмифологическим Gaylord Phoenix, издавал(а) на протяжении последних нескольких лет — самая авангардная и провокационная книга из девяти. Это история о деконструкции гендерных ролей, сексуальности, анатомии, самих комиксов, которые могут превращаться в непонятную головоломку из линий и описывать постельные сцены в форме инструкции по приготовлению пищи, хочет этого читатель или нет.

Poochytown
Автор: Jim Woodring
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: июль 2018

Виднейший сюрреалист современных комиксов Джим Вудринг с конца 80-ых годов находится в увлекательном и немного пугающем сосуществовании с самым главным своим творением — мультяшкой-зверушкой по имени Фрэнк. Изначально Фрэнк был лишь одним из навеянных галлюцинациями персонажей стрипов Вудринга, постепенно превратившись в их основного протагониста. Начиная с увидевшего свет в 2009 году Weathercraft вымышленная вселенная Фрэнка, похожая на псилоцибиновый трип в храме Василия Блаженного, находится в центре цикла графических романов, вудринговского магнум-опуса. Каждая новая его книжка, оставаясь уникальной, не похожей ни на что другое среди релизов года, находясь в своем собственном жанре, кажется одним и тем же цикличным психоделическим кошмаром, который всегда, подобно каждому новому сну, начинается заново.

Если подумать, сама карьера Вудринга превратилась в такой же непрерывный цикл кошмаров, каждый новый раз удивляющий по новому. И сложно поверить, что его следующая итерация Poochytown станет финалом цикла, а вполне вероятно и карьеры его автора, на что он неоднократно намекал. Однако, закрыв его, с полки можно будет достать любой другой из комиксов о Фрэнке на совершенно случайной странице и снова погрузиться в мир, в котором ничто и никогда в сущности не меняется.  И через десять, и через сто лет они будут вызывать у читателей такое же недоумение и восторг вне зависимости от того, какая это книга или в каком контексте она читается. Комиксы Вудринга — это трансцендентное искусство вне жанровых и временных рамок. Настолько, что прямо сейчас вместо вместо Poochytown, я могу посоветовать и Weathercraft, и Congress of the Animals, и Fran. Кому угодно. Даже человеку, который никогда не читал комиксы. И он будет испытывать те же впечатления от их чтения, что и претенциозный блогер в 2008, 2018 или 2118 году.