9 самых важных комиксов осени 2018

Самые важные комиксы ушедшего сезона, которые еще не поздно нагнать до новогодних праздников. Соре, что не очень в срок. Ни одна из этих книжек не растеряла свою важность в декабре.

Berlin, Book Three: City of Light / Berlin [Complete]
Автор: Jason Lutes
Издательство: Drawn & Quarterly
Релиз: сентябрь 2018

Двадцать лет тому назад, только начиная работать над серией Berlin, Джейсон Лютс был в шаге от прорыва в комиксный мейнстрим. В частности, выходивший в то время на Dark Horse комикс The Fall, который он иллюстрировал для Эда Брубейкера, по сути стал началом брубейкеровского неонуара, каким мы его знаем по работам с Майклом Ларком и Шоном Филлипсом. Для картунистов его поколения это была вполне естественная траектория — сам Брубейкер в 90-е был инди-картунистом, а для прилизанного Лютса такой выбор карьеры был бы даже проще, и он уже начинал делать робкие шаги в сторону Vertigo. Но этого так и не произошло, и очевидная причина тому — один из главных релизов этого года.

«Берлин» — беспрецедентно амбициозная вещь для Северной Америки. Ни один другой исторический комикс не в состоянии сравниться с ним ни по охвату темы, ни по усилиям, которые в него вложил автор. За пределами Америки, конечно, есть Showa Сигэру Мидзуки, но даже на его фоне магнум опус Лютса, со своим отточенным супердетализированным визуальным стилем и манерой изложения, выглядит более чем впечатляюще. Берлин Веймарской Германии — это не просто место действия комикса, это еще и главный его герой. С одной стороны, это может и затруднять чтение — сюжет порой настолько спонтанно бросается от одной берлинской судьбы к другой, что в Берлине Лютса можно буквально потеряться. Но и это должно в удовольствие, потому что сам по себе портрет Берлина здесь завораживает не меньше, чем, например, портрет послевоенной Вены в «Третьем человеке» Кэрола Рида или Москвы в «Журавлях» Калатозова. Это один из самых красивых и значимых комиксов последних десятилетий, в существование которого теперь, когда он уже вышел одной большущей 580-страничной книгой, даже не верится.

Blame This on the Boogie
Автор: Rina Ayuyang
Издательство: Drawn & Quarterly
Релиз: ноябрь 2018

Рина Аюянг уже много лет относительно широко известна в узких комикс-кругах. Подкаст Comix Claptrap, который она хостила вместе с Тхьеном Фамом (художником Level Up Джина Янга), был одним из лучших подкастов об арт-комиксах в начале 2010-х годов. Чуть позже она отметилась своим собственным микро-издательством Yam Books. И, конечно же, ее комиксы, которые она пишет в лучших традициях Линды Барри, не переставали расходиться внутри самиздатовской мини-комикс-сцены. Но, несмотря на все это, Аюянг только сейчас созрела до публикации полноценного графического романа для большого и серьезного издательства. Blame This on the Boogie — автобиография о детстве девочки-филиппинки в белом-белом Питтсбурге, любви к американским мюзиклам и трудностях жизни матери-картунистки. Особый шарм и динамику книжке придает наивистский, почти вырвиглазный пост-андеграунд стиль Рины «цветными карандашиками».

Home After Dark
Автор: David Small
Издательство: Liveright Publishing
Релиз: сентябрь 2018

Прошлая книга Дэвида Смола — Stitches — возможно самый незаслуженно забываемый графроман 2000-х годов. Во многом потому, что сам Дэвид Смол, откровенно говоря, в комиксах — мимо проходящий автор. До Stitches он был известен исключительно как иллюстратор детских книжек, и с тех пор изменилось не так уж и много — вплоть до выхода Home After Dark по части комикс-картунинга от него не было ни слуха, ни духа. При всем при этом, за последние лет десять лет на свет не вышло более сильного автобиографического комикса о взрослении. Stitches, рассказывавший о детстве автора и том, как он потерял голос, борясь с раком, был необычайно легким для восприятия взглядом сквозь наивное и богатое воображением сознание ребенка на совершенно отвратительные и леденящие кровь подробности взрослой жизни. Во многом, комиксы Смола, по стилю и по содержанию — это то, что фанаты I Kill Giants всегда искренне хотели видеть у Джо Келли, но чего у него, на самом деле, не было никогда (ввиду его ограниченного таланта комикс-сторителлера).

Home After Dark — это еще больше комиксов Дэвида Смола. Это те же самые темы взросления в старой доброй Америке 50-х с самой недоброй и неприятной ее стороны, но уже немножко с другой точки зрения. Сюжет здесь был вдохновлен историей из детства одного из друзей Смола, детства которого сам автор в раннем возрасте был трагически лишен. И все это в не менее сильной и красивой подаче, чем девять лет тому назад. Навскидку, это один из лучших комикс-релизов уходящего года.

I Am Young
Автор: M. Dean
Издательство: Fantagraphics Books
Релиз: ноябрь 2018

С первых лет в комикс-интернете моей любимой темой был синтез комиксов и музыки — двух, казалось бы, совершенно не комплементарных друг с другом видов искусства. Чтобы скрестить абсолютное беззвучие комиксов и абсолютное отсутствие вижуала в музыке, необходимо обладать достаточно уникальным талантом. Поэтому люди, которые умеют это делать — одна из причин, за которые можно комиксы любить всю жизнь. Именно поэтому я никогда не стеснялся годами хайпить Гиллена/Маккельви, Брайана Ли О’Мэлли и Тревора Маккарти. И не постесняюсь сказать, что Эм Дин — талант того же уровня.

I Am Young — цикл коротких комикс-сюжетов о музыке, чувствах, которые она способна пробуждать, и чувствах, которые могут пробуждаются между людьми. Сюжетов, которые связывают разные эпохи и жизни на протяжении полувека, каждую из которых Эм Дин пишет разными стилями и разными красками. И выглядит это все предельно очаровательно. Как много картунистов, в принципе, могли бы выплеснуть на страницы комиксов, допустим, всю гипнотическую красоту первого знакомства с Pet Sounds? Strange Magic it is.

On a Sunbeam
Автор: Tillie Walden
Издательство: First Second Books
Релиз: октябрь 2018

Библиография Тилли Уолден — одна из самых впечатляющих и, судя по всему, самая быстрорастущая среди молодых открытий последних лет. Уже в 20 лет она смогла обратить на себя внимание своими The End of Summer и I Love This Part, в прошлом году ее кирпич Spinning стал главной комикс-автобиографией года (ну, почти, среди более-менее конвенциональных комикс-мемуаров, у My Favorite Thing Is Monsters, естественно, не может быть серьезных конкурентов), а в этом году выходит самая толстая ее книжка на данный момент — бумажное издание On a Sunbeam.

Понятно, что вебкомикс существовал и раньше (и он, кстати, никуда не уйдет — чтобы не повторять судьбу «Нимоны», Уолден настояла на его сохранении онлайн), но сам факт его релиза на полках довольно важен для автора и комиксов вообще. Тем более, что, будучи научной фантастикой, это наименее характерный комикс Тилли. Хотя и, будучи комиксом Тилли, это и не очень характерная научная фантастика («фантастика в представлении 20-летней лесбиянки из Техаса», по ее собственному определению). Но и не столь чуждая для комиксов — флэшбэки The Ballad of Halo Jones и Finder при чтении On a Sunbeam должны приходить в порядке вещей.

Passing for Human: A Graphic Memoir
Автор: Liana Finck
Издательство: Random House
Релиз: сентябрь 2018

Чисто формально новый графический роман Лианы Финк совершенно не похож на ее дебют A Bintel Brief. Последний — адаптация писем дорогих читателей в популярную еврейскую газету Нью-Йорка вековой давности — по теме и стилю картунинга больше всего походил на комикс, который мог бы написать какой-нибудь андеграундный собутыльник Арта Спигелмана, очнувшийся от двадцатилетнего запоя. Passing for Human больше похож на комиксы, которые Финк пишет для «Нью-Йоркера» и своего инстаграма — грустные зарисовки ручечекой из жизни человечков-каракуль, меланхолично рефлексирующих над своим местом в жизни. Однако тоже в Нью-Йорке.

Изначально Passing for Human задумывался как адаптация набоковского «Себастьяна Найта», но после отказа в лицензии братья из романа постепенно превратились в сестер, потом одна из сестер — в пропавшую тень, а в итоге сама история — в автобиографию художницы, которая по мере написания начала обрастать лирическими отступлениями от картинок с роботами до сюжетов из Библии. И если бы стиль Финк был чуть менее примитивным, смотрелось бы это не очень органично, но, к счастью, Лиану здесь не сдерживает ничто. Этой осенью сложно представить более джазовый и деконструктивистский комикс.

#SAD!: Doonesbury in the Time of Trump
Автор: G.B. Trudeau
Издательство: Andrew McMeel Publishing
Релиз: сентябрь 2018

Президентство Трампа, вопреки ожиданиям нЁрдов в интернете, конечно же, не было в состоянии породить новый золотой, как при Рейгане, век панк-рока — история музыки так не развивается. Однако для жанра политической сатиры, в том числе для комиксной, президент Трамп — это, безусловно, дар с небес. И хотя среди комиксов это жанр переживает далеко не лучшие свои времена (если не считать the Nib Мэтта Борса), у него до сих пор есть живущие среди нас титаны. Главный из них — это Гэрри Трюдо.

Карьера Трюдо напрямую связана со взлетами американского консерватизма: Doonesbury, стрип всей его жизни, была начат на пике Никсона — во времена Вьетнама и Уотергейта; при республиканце Форде он стал первым комикс-картунистом удостоенным Пулитцера; на Рейгана пришелся, возможно, пик его популярности; при Буше мертвом — Эмми за Tanner 88. А с Дональдом Трампом Трюдо связала сама судьба. Первый Doonesbury, в котором он начал шутить о его возможном президентстве вышел аж в 1987 году. Еще ва года тому назад эпизодов Doonesbury о Трампе накопилось на целый сборник. Новая книга — уже про Трампа-президента. Вполне возможно, что это комиксы не для всех — с многолетней мифологией и огромным кастом, специфичным юмором — даже сам Дональд Трамп, человек «с очень хорошим мозгом», отозвавшийся о Трюдо как о переоцененном лузере, по собственному выражению, никогда не понимал, о чем это вообще. Но это, в любом случае, по-своему интересный живой динозавр, газетный комикс-сериал на общественно-политические темы, который тянется сквозь десятки лет. В 21 веке такие комиксы уже просто не появляются на свет.

Upgrade Soul
Автор: Ezra Claytan Daniels
Издательство: Lion Forge Comics
Релиз: сентябрь 2018

Более необычной истории публикации, чем у Upgrade Soul, в этом году не было ни одного другого графического романа. Клэйтэн Дэниелс работал над своим дебютом на протяжении 15 лет и, определенно, не искал легких путей — в 2012 в качестве формата было выбрано интерактивное комикс-приложение для аппстора. Каждая панель этого цифрового комикса представляла чувствительную к акселерометру 3D-диораму, с каждой из которой был синхронизирован оригинальный саундтрек. Благодаря «вау-эффекту» всех этих гиммиков комикс на определенное время привлек к себе внимание широкой публики. И это далеко не единственный эксперимент Дэниелса — чего стоит его проект Fifth House Ensemble, в котором он попытался наложить комикс-повествование на живое выступление камерного оркестра.

Была ли та самая модель публикации устойчивой в финансовом плане? Конечно же нет. Идея затухла в считанные годы, и в завершенном виде Upgrade Soul выходит только сейчас. В издании от Lion Forge, вполне предсказуемо, уже не осталось никаких технологических примочек, что не обязательно плохо, во многом это позволяет оценить его чисто как комикс. А это, пускай и довольно прямолинейный, сильный научно-фантастический хоррор, потенциально один из лучших в жанре за последние несколько лет.

Woman World
Автор: Aminder Dhaliwal
Издательство: Drawn & Quarterly
Релиз: сентябрь 2018

Окей, что если за завязкой Y the Last Man следовал не комикс Брайана Вона на полторы тысячи страниц, а целый шквал стебных панчлайнов? Если подумать, так было бы даже интереснее. Что если постапокалиптическая антиутопия без мужчин на самом деле окажется утопией? Что если через несколько поколений в постапокалиптическом мире от образа мужчин в культуре сохраняться лишь разрозненные загадочные артефакты, такие как DVD с фильмами про шопо-копа? Какие символы могли бы сплотить это новое общество? И что делать с миллионами мужских средств для бритья в мире, в котором остались только женщины?

Аминдер Дхаливал отвечала на эти и многие другие экзистенциальные вопросы последние пару лет в своем веб-комиксе на инстаграме, который этой осенью наконец-то обрел форму графического романа. Книжка от D&Q — это отредактированный и дополненный новым материалом сборник всего, что выходило в Вуман-Ворлде до сего момента. И естественно, что это не самый ровный и безупречный комикс (он все-таки писался для Инстаграма). Тем не менее, это один из самых милых дебютов в комедийных комиксах за последнее время.