9 самых важных комиксов осени 2019

В лучших традициях, девять самых важных и самых лучших комиксов этой осени — лучшего сезона в этом году по количеству безусловных мастридов, о которых будут говорить годы спустя.

The Hard Tomorrow
Автор: Eleanor Davis
Издательство: Drawn & Quarterly
Релиз: октябрь

Элеанор Дэвис, протеже арт-редактора New Yorker’а и андеграунд-легенды Франсуазы Моли — один из самых разносторонних художников наших дней. В подтверждение — сборник-калейдоскоп коротких сюжетов How to Be Happy и посткомикс Why Art. Дэвис закрывает уходящее десятилетие своим, по сути, дебютным графическим романом. Hard Tomorrow — ее самое остросоциальное и своевременное творение на данный момент, история о семье, детях, общественном и политическом протесте на фоне нарастающего пессимизма относительно того «завтрашнего дня», в котором обречено жить наше поколение. Вполне вероятно, что Hard Tomorrow отпечатается как один из более ярких документов эпохи, и это замечательно хотя бы потому, что в этом году сложно представить более выразительный в визуальном плане пример графического сторителлинга. 

Heart of Darkness
Автор: Peter Kuper
Издательство: W.W. Norton & Company
Релиз: ноябрь

Шестьдесят лет после «Разрушения» Ачебе, сорок лет после «Апокалипсиса» Копполы и Милиуса, «Сердце тьмы» остается одним из самых обсуждаемых и актуальных (буквально этой осенью вышли очередные вольные интерпретации в виде Ad Astra и нового Modern Warfare) произведений «канона» западной литературы. За последние несколько десятков лет к сложности адаптации непосредственного текста Джозефа Конрада добавились и его культурный и политический аспекты — темнокожие дикари, игравшие роль массовки повести о первобытной сущности человека и скрепах западной цивилизации, в современном обществе не могут могут не восприниматься как жертвы этой самой цивилизации, у которых была своя история и своя трагедия. Новая книга Питера Купера, известного в первую очередь по комикс-адаптациям Кафки и «Джунглей» Синклера — это честная попытка передать ужас «Сердца тьмы» не просто в классическом прочтении, как ужас привилегированного белого колониста, а как ужас человека перед лицом колониализма вообще.

Nancy: A Comic Collection 
Автор: Olivia James
Издательство: Andrews McMeel Publishing
Релиз: октябрь

Для незайтеливого комикс-стрипа о буднях восьмилетней девочки, у Nancy всегда была впечатляющее неоднозначная репутация. Во многом это связано с авторской манерой Эрни Бушмиллера, подарившего Нэнси миру  в 1933 году и продолжавшего писать комикс о ней на протяжении почти пятидесяти лет. Предельно минималистическая художественная простота Nancy и ее едва уловимая ирония вызвали реакции от насмешек до восхищения. Несколько поколений художников не могли понять, является ли Бушмиллер недооцененным инноватором или реликтом давно ушедшей эпохи. После смерти автора уникальность стрипа стала даже более очевидной — ни один из его преемников был не в состоянии воспроизвести хотя бы подобие «той самой» Nancy или каким-то образом вернуть к ней интерес публики. Вплоть до прошлого года.

Конечно, загадочный автор под псевдонимом Оливия Джеймс — это не винтажный Бушмиллер, который «читается быстрее, чем ты успеваешь принять решение, хочешь ли ты читать стрип или нет» и новая Нэнси не источает всю ту же олдскульную наивность. В чем-то новая Нэнси, озабоченная гаджетами и соцсетями — это даже прямая противоположность классической, которая обитала в совершенно неопределенном, оторванном от современности, временном периоде. Но лаконичный стиль и неординарная (пост-?)ирония, вызывающие одновременно удивление и смущение, делают нового автора достойным продолжателем традиций, а Nancy — одним из самых интересных стрипов наших дней.

Pittsburgh
Автор: Frank Santoro
Издательство: New York Review Comics
Релиз: сентябрь

Легенда комикс-блоггинга, неугомонный комикс-просветитель и подвижник самиздата Фрэнк Санторо всегда обладал одним из самых узнаваемых почерков — его «тональные поэмы», в которых цвет играет не меньшую роль, чем буквы или даже картинки, легко бросаются в глаза в ворохе мини-комиксов и потоке постов в соцсетях. Последние лет десять, параллельно с кипучей общественной деятельностью, Фрэнк с дотошностью перфекциониста занимался своим мастерписом — биографической историей семьи Санторо и родного для них Питтсбурга, города, который встретил 60-е процветающим промышленным мегаполисом и проводил 70-е в хаосе экономического коллапса.

Reincarnation Stories
Автор: Kim Deitch
Издательство: Fantagraphics
Релиз: октябрь

Секретный ориджин Кима Дайтча можно описать в трех сценах — жизнь в семье аниматора, работа в психушке, угар шестидесятых — обстоятельства каждой из них насквозь просвечивают в большинстве его книг. Вдохновленный Золотым веком анимации, в первую очередь братьями Флайшерами, и рожденный хиппи-тусовкой андеграундных comix’ов (Дайтч — близкий приятель Крамба, Спейна Родригеза, Арта Спигелмана) он остается одним из немногих представителей своей сцены, которому хватило дисциплины эволюционировать в респектабельного автора графических романов, которые не стыдно читать в публичных местах. Однако последние годы автор взял перерыв — виною стала операция на глазах, ненадолго выбившая его из колеи, но послужившая вдохновением для Reincarnation Stories

В отличие от предшествовавших экскурсов в историю мультфильмов (Boulevard of Broken Dreams) или комиксов (Alias the Cat) его новый релиз, несмотря на верность духу психоделического бурлеска, носит беспрецедентно личный и автобиографический характер. Отдавая почести ушедшим за последние годы титанам андеграунда Родригезу и Джею Линчу, Ким Дайтч спешит оставить миру как можно больше самого себя. Как в новом комиксе о своей жизни, так и в последующем, посвященном тому, как и зачем Дайтч комиксы пишет.

The River at Night
Автор: Kevin Huizenga
Издательство: Drawn & Quarterly
Релиз: сентябрь

Ganges Кевина Хайзинги долгие годы оставался одним из самых недопрочитанных и недопонятных  арт-комиксов. Сам по себе формат широкостраничных делюкс-синглов линейки Ignatz существенно ограничивал их тираж и распространение, а регулярность выхода раз в несколько лет делал возможность влиться в сюжет после третьего-четвертого выпуска той еще задачей. При этом структура сюжета подразумевала именно целостность рассказа — это ночь из жизни Глена Гэнджиса, главного героя, который изо всех сил пытается заснуть. То, что начиналось как легкий slice-of-life, не менее прямолинейный, чем истории Фрэнка Кинга ил Эрже, постепенно перемежалось художественными флешбеками, интроспекциями, размышлениями о карьере, отношениях, природе человеческого сознания, восприятия времени и пространства. К пятой-шестой главе Ganges по форме и содержанию начал походить на графический аналог «Улисса» Джойса, прямую противоположность тому, с чего серия когда-то стартовала. Все это значительно сужало признание как комикса, так и его автора. Но уже в этом году Хайзинга наконец-то закончил полную и переработанную версию одного из самых амбициозных графических романов начала века — теперь Glenn Ganges in the River at Night может заснуть с чистой совестью.

Rusty Brown, Part 1
Автор: Chris Ware
Издательство: Pantheon
Релиз: сентябрь

Крис Уэйр. Сложно представить человека, дочитавшего пост до этого абзаца, который не имеет каких-либо ассоциаций с его творчеством. Зазноба арт-критиков и любимый картунист американских журналистов, которые не читают комиксы. Элегический поэт социального отчуждения, одиночества в эскапизме, давящей аномии в жизни современного среднего класса, пишущий истории про одиноких грустных людей, которые грустны и одиноки как вместе, так и порознь.  Меланхолический архитектор хаотичного грида комикс-панелек, стрелочек, плоских цветов, вырезок бумажных моделей для склейки, которые никто никогда не будет вырезать и клеить. Словно люди, которые никогда не осмелятся вырезать и склеить свою собственную жизнь, потому что не хотят ничего портить, потому что они взрослые и им не нужны модельки чьей-то уютной красивой жизни, как на картинке. Уж точно не сделанные своими руками. Не нужно ничего трогать, пусть модельки так и остаются на картинке. На картинке всегда красивее. Убери ножницы.

Стареющий задрот, коллекционер фигурок, Расти Браун появился на страницах авторской антологии Уэйра Acme Novelty еще шестнадцать лет тому назад. Изначально это был всего лишь комедийный персонаж шутеек про асоциальных гиков с манией величия, но со временем сеттинг Брауна разросся в коллекцию наполненных отчаянием жизненных историй — одинокой черной учительницы Джоэн, эгоцентричного скота Джордана Линта. Большая часть этих комиксов, выходя в оригинале, возглавляла ежегодные топы лучшего и неоднократно номинировалась на престижные премии. Одно только их собрание под одной обложкой делает нынешнее увесистое здание настоящим подарком. И это только первый том. Крис Уэйр не собирается сбавлять обороты.

ЕВРОБОНУС

Swimming in Darkness
Автор: Lucas Harari
Издательство: Arsenal Pulp Press
Релиз: ноябрь

Дебют французского картуниста-дизайнера Люка Арари в не меньшей степени вдохновлен языком минималистической школы архитектуры, чем комиксами или кинематографом. Термы в Вальсе Питера Цумтора — это одновременно и сеттинг, и муза, и, отчасти, персонаж Swimming in Darkness. Мистический постнуар Арари, использующего всего четыре цвета палитры и стиль минималистичный даже по меркам лин-клэр, удивительно органично вписывается в серые лабиринты знаменитого спа-отеля на склонах Швейцарских Альп.

МАНГАБОНУС

Cats of the Louvre
Автор: Taiyo Matsumoto
Издательство: VIZ Media
Релиз: сентябрь

Неисправимо французский для манги и слишком японский для франко-бельгийских комиксов Тайе Мацумото своим размеренным и эмоционально реалистичным повествованием снискал славу одного из самых удобоваримых мангак для более широкой читающей публики, которая не обязательно в теме японских эстетики и канона. Книжка про котиков, поселившихся в Лувре, словно в Эрмитаже, совершенно не моэйная и не мимимишная. В чем-то даже наоборот, добрую половину истории — пока люди их не видят — котики вообще больше всего похожи на Идриса Эльбу и Джуди Денч в мюзикле Cats. Что, все же, только на пользу сюжету, сильная сторона Мацумото как художника — в подкупающей человечности его персонажей, и не важно музейные смотрители это, экскурсоводы или котики.